На сегодняшний день проблема слабой психологической мотивации спортсмена в достижении успеха в спорте является острой и недостаточно изученной, особенно для спортсменов-экстремалов, в частности, скалолазов. Эта тема представляет интерес не только для педагогики, но и для психологии спорта, а также для акмеологии и тренерской деятельности.
Целью работы было изучение психологических особенностей мотивации к занятиям скалолазанием у спортсменов различной квалификации. Задачи исследования: установление основных ведущих типов мотивации и выявление взаимосвязи изменения типа мотивации и роста квалификации спортсмена.
На основе методик А.В. Шаболтас [1] и Е.П. Ильина [2] был разработан опросник для выявления 10 мотивов-категорий и проведено анкетирование 4 групп спортсменов. Для подтверждения и уточнения результатов был использован метод свободных ассоциаций, итоги применения которого показаны на рисунке 1.
Выводы: установлены ведущие комплексы мотивов для каждой группы спортсменов. Показано, что ведущим мотивом занятий скалолазанием, не зависимо от квалификации, является мотив «Эмоционального Удовольствия» (ЭУ). Для спортсменов высокой квалификации характерен мотив «Социального Самоутверждения» (СС), что связано со стремлением этой категории спортсменов к участию в соревнованиях, чтобы проявить себя и повысить свой престиж.
Рис 1. Распределение ассоциаций по мотивам.
Рис.1.
Список литературы:
1. Шаболтас, А. В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. канд. пед. наук: 19.00.03 / Шаболтас Алла Вадимовна; С.‑Петербург. гос. ун- т. − СПб ., 1998. − 184 л.
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Изд- во Питер, 2002. – 508 с.