+7 989 669 15 15



Формирование мотивации к занятиям скалолазанием у спортсменов различной квалификации




Ткаченко Олег Юрьевич *
Крылов Александр Владимирович **

доцент *
Московский технологический университет, г. Москва доцент**
Московский технологический университет, г. Москва


Аннотация: Исследуется проблема слабой психологической мотивации спортсменов-экстремалов. На примере скалолазания изучены особенности мотивации к занятиям у спортсменов различной квалификации. Установлены ведущие комплексы мотивов для каждой группы.

Ключевые слова: мотивация, скалолазание, педагогика, психология, акмеология




Библиографическое описание: Ткаченко О.Ю., Крылов А.В. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СКАЛОЛАЗАНИЕМ У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 86-87


На сегодняшний день проблема слабой психологической мотивации спортсмена в достижении успеха в спорте является острой и недостаточно изученной, особенно для спортсменов-экстремалов, в частности, скалолазов. Эта тема представляет интерес не только для педагогики, но и для психологии спорта, а также для акмеологии и тренерской деятельности.

Целью работы было изучение психологических особенностей мотивации к занятиям скалолазанием у спортсменов различной квалификации. Задачи исследования: установление основных ведущих типов мотивации и выявление взаимосвязи изменения типа мотивации и роста квалификации спортсмена.

На основе методик А.В. Шаболтас [1] и Е.П. Ильина [2] был разработан опросник для выявления 10 мотивов-категорий и проведено анкетирование 4 групп спортсменов. Для подтверждения и уточнения результатов был использован метод свободных ассоциаций, итоги применения которого показаны на рисунке 1.

Выводы: установлены ведущие комплексы мотивов для каждой группы спортсменов. Показано, что ведущим мотивом занятий скалолазанием, не зависимо от квалификации, является мотив «Эмоционального Удовольствия» (ЭУ). Для спортсменов высокой квалификации характерен мотив «Социального Самоутверждения» (СС), что связано со стремлением этой категории спортсменов к участию в соревнованиях, чтобы проявить себя и повысить свой престиж.

 

 

 

 

 

 

 Рис 1. Распределение ассоциаций по мотивам.

Рис.1.

 

Список литературы:

1. Шаболтас, А. В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. канд. пед. наук: 19.00.03 / Шаболтас Алла Вадимовна; С.‑Петербург. гос. ун- т. − СПб ., 1998. − 184 л.

2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Изд- во Питер, 2002. – 508 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.