Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство «патриотизма» довольно сложное. Тогда возникает вопрос, а можем ли мы говорить о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста?
«Все начинается с детства» - это фраза, известная всем. Ведь с самого раннего детства ребенок слышит родную речь, потешки, прибаутки, сказки, которые воспитывают доброту, отзывчивость, приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Как же воспитать в детях любовь к Родине? [1,с.24].
Особое место в этом направлении работы занимают традиции русского народа. Знакомясь с традициями своего народа, ребенок получает возможность исторического «погружения» в прошлое, учится понимать и ощущать дух прошлых времен. Все это воздействует на чувственно-эмоциональную сферу детей и положительно влияет на формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Проведение таких праздников, как «Пришла Коляда!», «Госпожа честная Масленица», «Великий праздник – Пасха», «Русская матрешка» вызывают не только интерес к культурному прошлому нашей страны, но и развивают любознательность, самостоятельность, активность детей. Такое «включение» ребенка в культуру собственного народа, «проживание традиций» раскрывает его как личность.
Большую роль в передаче «национального колорита прошлого столетия» играет создание развивающей предметно-пространственной среды. Предметы старины, русские народные костюмы, игры на патриотическую тематику, художественная литература несут доступную детям информацию о культурном наследии страны, побуждают к деятельности и поступкам. [2,с.31].
В работе по формированию начал патриотизма у дошкольников важна и преемственность, а именно – сотрудничество с родителями, которое ведется через консультации, семинары, круглые столы, родительские конференции, выставки, посиделки, игровые программы. [3,с.16].
Комплексная и систематизированная работа по формированию у дошкольников основ патриотизма имеет положительные результаты: формируются представления о морально-нравственных ценностях, обогащается словарный запас детей, расширяются представления о традициях и обрядах русского народа, развивается чувственно-эмоциональная сфера.
Список литературы: