Обновление содержания высшего профессионального образования, внедрение новых образовательных стандартов по направлению подготовки «Клиническая психология» актуализируют задачу развития интеллектуальной, творчески мыслящей личности специалиста. Решить эту задачу можно используя компетентный подход в подготовке студентов, через формирование следующих компетентностей:
- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
- проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач;
- владение системой психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и т.д.;
- прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях;
- использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека [3].
Это сочетание качеств, на наш взгляд, наиболее эффективно будет формироваться и развиваться в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, в ситуациях в которых сам студент выделяет и решает учебные задачи.
Самостоятельная работа регламентируется преподавателем и предполагает выполнение различного рода заданий предметной направленности. Это могут быть различные задания, выполнение которых учитывается при проведении процедуры итоговой и промежуточной аттестации [2].
Максимальный эффект от самостоятельной работы возникает тогда, когда она организуется и реализуется в качестве целостной системы и охватывает все этапы обучения студентов в вузе. Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов (НИРС).
Таким образом, самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов, формирования профессиональных компетенций. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.
Список литературы:
1. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций – М: Ось-89, 2014 г.
2. Черниченко, В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы / В. И. Черниченко. – М.: Вузовская книга, 2002.
3. http://минобрнауки.рф/документы/925