+7 989 669 15 15



Формирование психической устойчивости у студентов гуманитарных вузов




Филатова Оксана Аркадьевна

доктор медицинских наук, профессор
Белгородский государственный университет, г. Белгород


Аннотация: В статье рассматриваются истоки формирования психической устойчивости у современных студентов гуманитарных вузов, вклад личностных и надличностных ресурсов в процесс овладения навыками психической саморегуляции. Акцентировано внимание на обучении студентов основам психологической культуры, повышении самоэффективности во всех сферах деятельности.

Ключевые слова: психическая устойчивость, саморегуляция, психологическая культура, самоэффективность




Библиографическое описание: Филатова О.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.114-116


Психическая устойчивость – это, по существу, гибкая, высокофункцио наль ная адаптация к меняющимся условиям жизни, сохранение внутреннего равновесия в стрессовых и кризисных ситуациях, оптимальная личностная автономия на всех этапах жизненного пути.

Формирование психической устойчивости продолжается всю жизнь, обогащаясь всякий раз новым опытом:

– негативным (труднопреодолимые преграды, «временные тупики», не имеющие сиюминутного выхода);

– сопротивления деструктивным воздействиям со стороны социума, отдельных людей и групп;

– частичного преодоления (выполняется программа-минимум, косвенно подтверждающая готовность субъекта к дальнейшему продвижению к намеченной цели);

– успешного (с точки зрения аффективно-волевой, временной и материальной затратности) выхода из ситуации;

– мгновенного, основанного на интуиции (при выраженной склонности к инсайтам, высокой самооценке, версионности мышления) принятия решения и безотлагательным «штурмовым» действиям.

Психическую устойчивость следует рассматривать как сложное свойство личности, уникальный синтез отдельных черт и способностей. Насколько она выражена, зависит от многих факторов [1]. Её поддерживают внутренние (личностные) и внешние (надличностные, внутригрупповые, микросоциальные) ресурсы.

К личностным ресурсам, которые наиболее часто присутствуют у студентов-гуманитариев, мы относим: оптимистичное, активное отношение к любой жизненной ситуации (часто – как к «вызову Судьбы») и к своему будущему; философское осмысление и принятие тяжелых ситуаций; уверенность, независимость во взаимоотношениях с другими людьми при отсутствии враждебности и стремления властвовать, манипулировать, использовать их в корыстных целях, разумное доверие, открытое общение; терпеливость, принятие уникальности других; экзистенциальную определенность как понимание, внутреннее формулирование смысла жизни и следование ему; адекватно высокую самооценку; установку на личную автономию; соотнесениемаксимального объема взятых на себя нагрузок и наличных ресурсов; накопление и использование опыта конструктивного преодоления трудных ситуаций, переживание успешности самореализации.

К надличностным ресурсам мы относим: наличие общности со студенческой группой, признание социальной принадлежности к «миру студенчества»; достаточно высокий статус в группе и мезосоциуме (спортивной команде, в кругу постоянных посетителей какого-либо молодёжного клуба; в относительно сплочённом общими воспоминаниями сообществе школьных друзей); факторы, поддерживающие самооценку (поощрения руководства, отдельных преподавателей, награды-символы и премии); макросоциальные условия, способствующие самореализации; объективные условия, способствующие бытовой и семейной адаптации; психологическую поддержку социального окружения (эмоциональное участие близких, друзей, соучеников, их конкретная помощь в делах и т. д.).

Студенчество традиционно выделяют как лучшую, наиболее перспективную часть молодежи, которая находится в состоянии постоянного образовательного, личностного, социального роста. Данная социальная группа имеет высокую сплоченность благодаря многообразию форм их многолетней коллективистской деятельности, интенсивности общения, поиску смысла жизни, исходя из единства устремлений и веяний эпохи, и стремлению к прогрессивным преобразованиям в обществе.

Однако, в нынешнее время молодежь имеет и ряд коллективных недостатков, обусловленных общими для населения проблемами «сегод няшнего дня». Во-первых, отмечается снижение психической устойчивости (медленное восстановление после стрессов, подверженность фрустрациям по незначительным поводам, неумение поддерживать достаточный жизненный тонус в периоды учебных перегрузок и личных переживаний).

Во-вторых, повышенная конформность по отношению к принятой внешней атрибутике жизни, некритичная интериоризация нелепых «молодёжных норм» при игнорировании классических принципов внутренней и внешней гармонии [2]. Для сегодняшнего студента состояние его внешнего облика настолько сверхзначимо, что молодые люди согласны работать (в свободные от учёбы часы) в двух местах ежедневно, почти не оставляя себе времени на сон и принятие пищи, не говоря уже о подготовке к университетским занятиям. Возможность купить телефон известной марки, стильную одежду, аксессуары оплачивается невосполнимыми потерями в знаниях и хроническим переутомлением.

Исчезла привычная, характерная только для студенческой среды, пассинарность помыслов, самоотдача в любимом деле, бескорыстие в поступках.

Формирование психической устойчивости студентов мы связываем с развитием у них психологической культуры (которая, как известно, представ ля ет собой комплекс потребностей в самопознании (как личности, и как будущего специалиста) и изучении эмоциональных и поведенческих паттернов окружающих, что становится возможным при условии эффективной образовательной деятельности, с учетом индивидуальных и профессиональных способностей [3].

Необходимо привить студенту навыки экспресс-изучения всех компонентов, определяющих основу психической устойчивости, а также возможностей их продуктивного саморазвития.

На протяжении всего обучения студенту необходимо оказывать психологическое содействие при решении проблем в различных областях жизни (внутригрупповые, семейные конфликты, затруднения в учебной деятельности, появление вопросов экзистенциального уровня и др.) с использованием новейших психотехнологий, при постоянной фиксации на успешном разрешении даже небольших проблемных ситуаций.

Не менее важным является овладение продуктивной саморегуляционной деятельностью для сохранения и поддержания оптимального уровня социального и личностного функционирования в условиях ограниченного времени, при наличии внешних помех; умение применять полученные психологические знания в повседневной жизни; развитие и совершенствование личностных качеств, которые необходимы для дальнейшей успешной деятельности.

 

Список литературы:

1. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.

2.Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.2-е изд.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014 - 382 с.

3. Апанасенко О. Н., Малюкова Е. В. Психологическая культура личности, ее формирование в вузе.– Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 154-155.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»