ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ




Акылбаева Асия Баглановна

курсант 2-го года обучения,Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, Казахстан, г. Караганда

В работе предлагается методика обучения русскому языку и культуре речи будущих сотрудников органов внутренних дел, направленная на активизацию познавательной деятельности, выработку индивидуального стиля ведения беседы, включение фоновых знаний помимо узкопрофессиональных

Ключевые слова: Ключевые слова: коммуникация,культура общения,профессиональное общение.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Систематическое повышение профессионализма офицерского корпуса детерминировано формированием общей культуры и культуры общения каждого офицера, поскольку военная профессия требует от специалиста умения расположить к себе человека в служебном, педагогическом или неформальном общении.

Коммуникация в офицерской среде полифункциональна: она выступает как средство решения профессиональных задач, как социально-психологическое обеспечение трудовой деятельности, как способ организации взаимоотношений с курсантами и коллегами, как средство передачи информации, как средство воздействия. В деятельности офицера общение занимает особое место – оно применяется во время воспитательных мероприятий, в проведении допроса, в свободное от службы время. Велики воспитательные возможности общения. Оно не только расширяет общий кругозор человека и способствует его интеллектуальному развитию, но и является обязательным условием формирования многих личностных качеств, правил и норм поведения.

На сегодняшний день отмечается, что будущие офицеры не обладают достаточным уровнем культуры общения, который соответствует современным требованиям, предъявляемым к личности специалиста, а у большинства молодых офицеров имеются значительные пробелы в знаниях и умениях, необходимых для общения в сфере компетенции, что детерминирует сложности в межличностных отношениях профессионального общения.

Из множества вариантов дефиниций общения, нам представляется верным и наиболее точно отражающим суть следующее: «механизм социальной регуляции совместной жизнедеятельности людей средствами информационно-коммуникативного и психологического взаимодействия людей друг с другом» [1,с.13]. Культура общения должна быть ориентирована на высокую степень развития коммуникативных качеств, в ходе которой взаимоотношения с субъектом /-ами устанавливаются наиболее эффективно и компетентно. Культурное общение предполагает индивидуальный стиль коммуникации, когда будущий офицер посредством особенностей своего психофизиологического аппарата транслирует собственный речевой портрет собеседнику.

На занятиях по русскому языку и культуре речи необходимо четко давать представление обучаемым, что в ходе практической деятельности необходимо будет иметь в арсенале критическое осмысление действительности, сквозь призму анализа и синтеза уметь предметно устанавливать, в чем причина успеха / неуспеха в различных ситуациях общения, систематически сравнивать любую ситуацию с более положительным собственным опытом, когда цели были оптимально достигнуты.

Думается, что совершенствовать систему формирования речевой культуры курсантов необходимо с разработки методики обучения русскому языку и культуре речи, ориентированной на нормативный, коммуникативный, этический компоненты культуры речи. Преподаватель языковых дисциплин должен помнить, что курсанту необходимо обучение языку не только за счет включения в практические задания текстов, ситуаций, которые гипотетически найдут свое отражение в его профессиональной деятельности, но и включить задания, направленные на выработку энциклопедических знаний. Такого рода методика позволит интеллекту будущего специалиста выйти за рамки одной узкой специализации и иметь представление о тех реалиях, которые окружают нас повседневно.

 

Список литературы:

  1.   Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований / В.Н. Панферов: автореф. дис… д-ра психол. наук / ЛГУ. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 42 с.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»