Систематическое повышение профессионализма офицерского корпуса детерминировано формированием общей культуры и культуры общения каждого офицера, поскольку военная профессия требует от специалиста умения расположить к себе человека в служебном, педагогическом или неформальном общении.
Коммуникация в офицерской среде полифункциональна: она выступает как средство решения профессиональных задач, как социально-психологическое обеспечение трудовой деятельности, как способ организации взаимоотношений с курсантами и коллегами, как средство передачи информации, как средство воздействия. В деятельности офицера общение занимает особое место – оно применяется во время воспитательных мероприятий, в проведении допроса, в свободное от службы время. Велики воспитательные возможности общения. Оно не только расширяет общий кругозор человека и способствует его интеллектуальному развитию, но и является обязательным условием формирования многих личностных качеств, правил и норм поведения.
На сегодняшний день отмечается, что будущие офицеры не обладают достаточным уровнем культуры общения, который соответствует современным требованиям, предъявляемым к личности специалиста, а у большинства молодых офицеров имеются значительные пробелы в знаниях и умениях, необходимых для общения в сфере компетенции, что детерминирует сложности в межличностных отношениях профессионального общения.
Из множества вариантов дефиниций общения, нам представляется верным и наиболее точно отражающим суть следующее: «механизм социальной регуляции совместной жизнедеятельности людей средствами информационно-коммуникативного и психологического взаимодействия людей друг с другом» [1,с.13]. Культура общения должна быть ориентирована на высокую степень развития коммуникативных качеств, в ходе которой взаимоотношения с субъектом /-ами устанавливаются наиболее эффективно и компетентно. Культурное общение предполагает индивидуальный стиль коммуникации, когда будущий офицер посредством особенностей своего психофизиологического аппарата транслирует собственный речевой портрет собеседнику.
На занятиях по русскому языку и культуре речи необходимо четко давать представление обучаемым, что в ходе практической деятельности необходимо будет иметь в арсенале критическое осмысление действительности, сквозь призму анализа и синтеза уметь предметно устанавливать, в чем причина успеха / неуспеха в различных ситуациях общения, систематически сравнивать любую ситуацию с более положительным собственным опытом, когда цели были оптимально достигнуты.
Думается, что совершенствовать систему формирования речевой культуры курсантов необходимо с разработки методики обучения русскому языку и культуре речи, ориентированной на нормативный, коммуникативный, этический компоненты культуры речи. Преподаватель языковых дисциплин должен помнить, что курсанту необходимо обучение языку не только за счет включения в практические задания текстов, ситуаций, которые гипотетически найдут свое отражение в его профессиональной деятельности, но и включить задания, направленные на выработку энциклопедических знаний. Такого рода методика позволит интеллекту будущего специалиста выйти за рамки одной узкой специализации и иметь представление о тех реалиях, которые окружают нас повседневно.
Список литературы: