Языковая личность юриста посредством специальных юридических текстов и в процессе речевой коммуникации оказывает влияние на формирование правовой культуры и правовой активности граждан. То есть, говоря о профессиональной языковой личности, нужно уделить особое внимание коммуникативной компетентности как главному показателю профессионализации языкового сознания специалиста. Поскольку профессиональная речевая деятельность целенаправленна, то она предполагает сознательный выбор средств и способов воздействия субъекта на субъекта.
Формирование языковой / речевой компетентности является неотъемлемой частью обучения любого специалиста и приобретает особую актуальность в современных экономических условиях, поскольку она обеспечивает возможность карьерного роста и профессиональный успех личности. Под компетентностью понимаем «сумму знаний, умений и навыков, которые проявляются в профессиональной деятельности, общении и личностных характеристиках специалиста» [1,с.34]. При этом именно коммуникативные умения и навыки – важнейший инструмент осуществления профессиональной деятельности специалиста в области права; они являются одним из профессионально значимых качеств для юриста. В обратном случае можно констатировать, что «слабое развитие профессионально необходимых языковых навыков, неумение юриста абстрактно мыслить и адекватно выражать мысль всегда может обернуться – и нередко оборачивается – ущемлением прав и законных интересов граждан» [2,с.155].
В целях повышения собственной коммуникативной компетентности юристу требуется: ежедневная целенаправленная работа над собой, в ходе которой ему необходимо уделять особое внимание доступности излагаемого материала (будь то устная или же письменная форма); отказ от многословия; варьировать речевые приемы и способы построения фраз в зависимости от ситуации и интеллектуальных возможностей другого субъекта; соблюдать этикет общения; быть не только коммуникативно-подкованным специалистом, но и уметь выслушать собеседника, что позволит отразить в сознании целостную картину происходящего.
Помимо индивидуальной работы юриста над собственными навыками ведения коммуникации возможно применение и некоторых методик обучения юриста правилам ведения диалога / монолога в любой аудитории, с любой личностью. Базовым компонентом в овладении будущим юристом правил ведения беседы целесообразно считать социальный аспект, сущность которого заключается в перманентной отработке коммуникативных навыков и умений в парах, где собеседник является представителем разной степени образованности, разной степени социальной иерархии граждан в государстве. Учет данного аспекта в ходе обучения языку позволит будущему юристу применить правила владения языком, включить или же исключить из тезауруса те или иные лексические компоненты в целях доступности излагаемого материала.
Процесс диалогизации в обучении языку должен предполагать варьирование ситуации ведения беседы, включать ролевую конституэнту, а значит, позволит, в конечном итоге, выработать собственную методику профессионального общения с народонаселением.
Считаем необходимым указать на то, что зачастую в обучении юристов языку используются традиционные методы, которые не учитывают специфику, а также весь спектр интеллектуальных возможностей отдельно взятой личности простого гражданина в профессиональном общении будущих специалистов. Недостаточным и узким считается обучение юристов языку, опираясь только на приемы судебной разновидности речи, или же обучение юристов речевой коммуникации только в процессуальных речевых ситуациях правовой сферы (например, допрос). Избежать такого узкого подхода в обучении правилам владения языком позволит дифференциация языковых дисциплин, когда отработка коммуникативных навыков будет происходить в рамках нескольких курсов, последовательно реализующих программу становления компетентной языковой личности юриста.
Список литературы: