ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА




Созинов Михаил Васильевич

старший преподаватель кафедры физического воспитания Нижнетагильской Государственной Социально-Педагогической Академии, Россия, город Нижний Тагил

Статья посвящена вопросам формирования здорового образа жизни у детей и подростков средствами физической культуры и спорта. Автором раскрыты факторы, понятие, проблема и её значимость для общества. Предложены рекомендации для разработки и реализации мероприятий и программ физкультурно-оздоровительной работы, выявлены базисные положения таких программ.

Ключевые слова: Ключевые слова: здоровье,вредные привычки,физические упражнения,жизненный фактор,учебный процесс,нагрузка.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Потребность в формировании здорового образа жизни обусловлена изменениями в характере заболеваний, продолжительности жизни, состоянии здоровья граждан. Подрывающий своё здоровье человек стареет преждевременно и сокращает продолжительность своей жизни. В настоящий момент одной из важных проблем российского общества стало состояние физического здоровья и формирование культуры здорового образа жизни детей и подростков. Результаты социологических исследований показывают, что число здоровых детей и подростков составляет не более 10%.

Можно согласиться с мнением О.Л. Трещевой, что проблема сохранения и укрепления здоровья становится приоритетной и ориентирована на воспитание и развитие здоровой, моральной и жизнелюбивой личности, готовой к созидательной трудовой и творческой деятельности, что невозможно успешно осуществить без формирования у детей и подростков культуры здорового образа жизни.

Под здоровым образом жизни мы будем понимать деятельность, направленная на укрепление физического, психического и нравственного здоровья, и такой образ жизни должен осуществляться во всех формах жизнедеятельности: трудовой, общественной, досуговой, семейно-бытовой. Здоровый образ жизни, по мнению академика Д.А. Изуткина, - первооснова профилактики всех заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Формировать полезные привычки, как один из базисов здорового образа жизни, желательно начиная с раннего детства и уже на подростковом этапе важно научить подростков управлять своим поведением и повысить для них значимость сбережения и укрепления здоровья, повысить, по выражению Академика М,Н. Амосова «количество здоровья».

Отечественные учёные Р.И. Айзман и Е.В. Купавцева выделяют основные факторы здорового образа жизни, которые должны быть сформированы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции, отсутствие вредных привычек, что очень эффективно в предупреждении заболеваний и увеличении продолжительности жизни. Однако, занятия физическими упражнениями можно дозировать, учитывая индивидуальную переносимость организма к ним, сезонную и суточную ритмику, особенности возраста, социальные и природно-климатические факторы. Также следует помнить, что применение физических нагрузок для оздоровления не должно рассматриваться как временное действие, а как постоянный и обязательный жизненный фактор.

Вопросы формирования здорового образа жизни у детей и подростков могут быть проработаны в программах физкультурно-оздоровительной работы с учётом наиболее рационального соотношения объёма физкультурно-оздоровительных мероприятий и содержания двигательной активности школьников. Но, к сожалению, существующие сегодня программы недостаточно предусматривают реализацию целенаправленного формирования у детей и подростков способов ведения здорового образа жизни. Повысить эффективность процесса формирования здорового образа жизни можно с помощью разработки и внедрения программ мероприятий, нацеленных на пропаганду и формирование здорового образа жизни, создание комфортной среды для оздоровления детей и подростков с учётом местных природно-климатических условий.

Рассмотрим наиболее значимые положения, которые могут быть положены в основу таких программ:

1. Осуществляя задачу, ориентированную на формирование основ здорового образа жизни, важно учитывать, что реальные условия позволяют существенно улучшить содержание и увеличить объем самостоятельной и организованной двигательной активности детей и подростков с целью сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств и формирования стабильной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

2. Для формирования здорового образа жизни подрастающего поколения должна использоваться педагогическая технология представляющая комплекс мероприятий в специально организованных оздоровительно-образовательных условиях и направленных на приобретение школьниками соответствующих знаний, умений и навыков. Такая технология даст возможность детям и подросткам: осознать важность формирования здорового образа жизни; подготовить их через повышение двигательной активности укреплять и сохранять здоровье; избирать способы физ. воспитания для улучшения своей физической подготовленности и реально оценивать характер и степень изменения личных показателей физического развития; системно заниматься спортом и участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях; подготовить подростков к оптимальному для них двигательному режиму и соблюдению основ здорового образа жизни.

3. Важно использовать все элементы педагогического сопровождения (социальную направленность воспитания, связь воспитания с учёбой и жизнью, базирование на удачном воспитательном опыте, использование ритмичной музыки, создание положительного психоэмоционального фона, исключение отрицательных оценок и недостатков, соотношение содержания программы и режима дня, индивидуально-личностный подход) для эффективного формирования здорового образа жизни детей и подростков.

4. В программу по физ.подготовке должна быть заложена возможность для применения различных общепедагогических и специфических средств физ. воспитания и формы организации занятий:

- большие формы занятий (утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры, спортивные праздники, анимационные мероприятия, соревнования, викторины и конкурсы о здоровом образе жизни);

- малые формы занятий (индивидуальные занятия физическими упражнениями, музыкотерапия, подвижные игры, коррекционная гимнастика);

- занятия урочного типа (занятия в спортивных секциях по выбору ребёнка, в группах и кружках избранным видом физических упражнений).

При разработке программы важно учитывать, что наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства 3-5 разовых занятий в неделю (из них 2-3 на природе) с включением дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и прочих упражнений с циклическим характером движений.

5. Учебный процесс и занятия детей и подростков в школе приводят к заметному ощущению усталости, раздражительности, появлению болей в спине и голове; данные негативные моменты можно минимизировать, максимально повышая двигательную активность детей в школе, приобщая учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями, используя физкультурные пятиминутки, проведение игр и оздоравливающе упражнений с детьми на уроках и переменах. Правильно спланированная спортивно - массовая работа, главной целью которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника сможет дать положительный результат.

Также необходимо в период летних и зимних каникул проводить максимальное количество мероприятий, направленных на снижение учебной, психоэмоциональной, антропогенной и природно-климатической нагрузки.

Таким образом, предлагаемые физкультурные мероприятия, разработка и реализация программ по формированию здорового образа жизни существенно улучшит на состояние физического здоровья детей и подростков.

 

Список литературы:

1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФК и С., 2005. - 176 с.

2. Айзман Р.И. Педагогическая и медицинская валеология цели и задачи // Валеология. 1997. № 2. - С. 23 - 26.

3. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М.: ФК и С, 2001. - 63 с.

4. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. М.: Флинта, 2004. - C.1 - 35.

5. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. // Теория и практика физической культуры. 2002, №8. - C. 2 - 5.

6. Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. Советское

здравоохранение, 1984. № 11.- с. 8-11

7. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2003. - 688 с.

8. Мотылянская Р.Е. Спорт и возраст. М.: Медицина, 2002. – 278 с.

9. Соловьев М.Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. Ставрополь, СГУ, 2006. - 111 с.

10. Трещева, О.Л. Валеология: программа для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ. Омск, 1999. - 70 с.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пос. М.: Академия, 2004. - 480 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»