+7 989 669 15 15



Формирования толерантности и толерантной среды в вузе




Калматова Гулзат Маматысаковна

заведующий учебным отделом, аспирант
Кыргызско-Узбекский университет, Киргизия, г. Ош


Аннотация: В данной статье раскрываются понятия толерантность и толерантной среды, как основа нравственного воспитания студентов вуза. На примере Кыргызско-Узбекского университета рассматривается принципы, направления и механизмы формирования толерантной среды. Интолерантность как негативный фактор становится проблемой воспитания студентов.

Ключевые слова: толерантность, толерантная среда, нравственное воспитание, субъект образования, этнотолерантность, интолерантности.




Библиографическое описание: Калматова Г.М. ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.46-49


Сегодняшние вузы Кыргызстана не могут не реагировать на реально происходящие в современном мире процессы интеграции и глобализации. Реформа образования в вузах страны вызвала множество перемен. Однако за принципиальными изменениями, которые существенно влияют на содержание и образовательную традицию, остается неясным вопрос об актуальности формирования толерантной среды как основы нравственного воспитания студента вуза, толерантной культуры личности. Толерантность не является целевой установкой воспитания молодежи. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности. В связи с этим возникает противоречивая проблема между насущной потребностью общества в толерантной личности и недостаточной направленностью системы образования на ее воспитание. Несмотря на все документы концептуального и стратегического значения, («Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР», «Концепция поликультурного и многоязычного образования», «Концепция молодежной политики Кыргызстана», «Национальная стратегия Кыргызской Республики по достижению гендерного равенства до 2020 года», Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по формированию гражданственности и углублению изучения исторического и культурного наследия народа Кыргызстана и формирования гражданского патриотизма» (27.01.2012 г.), «Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи кыргызской республики до 2020 года», представленной МОиН КР в 2014 году) на реформирование современного образования в духе демократических перемен и гуманистических ценностей в образовательной среде существуют проявления интолерантности. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать все сферы деятельности вуза, которые оказывает непосредственное воздействие на формирование личности студента. Вуз имеет большие возможности дать ориентацию на толерантность, как духовно-нравственную ценность. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в вузовском многогранном полиэтническом сообществе у студента могут быть сформированы нравственные ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный студент должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущего на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей [4]. Таким образом, проблема толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Научно-педагогический коллектив вуза должен активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания студентов в духе толерантности. Являясь значимым институтом социализации, вуз признан не только формировать систему знаний и профессиональных навыков, но оказывать непосредственное влияние на личность студентов, повышая уровень их социально-психологической компетентности и психологической культуры, поэтому развитие толерантности должно находиться здесь на одном из приоритетных мест[1]. Кроме того, как отмечают исследователи студенческий возраст – важнейший этап воздействия этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным. Включения высших учебных заведений Кыргызстана в Болонский процесс неизбежно приведет к интенсификации межэтнических контактов, следовательно, формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей именно на современном этапе развития. Пока же ситуацию с уровнем толерантности в вузах Кыргызской Республики никак нельзя назвать идеальной. Как показывают результаты анкетирования по межэтническим отношениям студенчества вузов юга Кыргызстана, в том числе в Кыргызско-Узбекском университете, которое проводилось через 5 лет, после июньских событий 2010 года, переживание интолерантности оказывается на тревожном уровне.

Что же такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. А также в других научных словарях толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие и понимание. Признание – это способность видетьвдругом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого [3].

Современные представления о роли толерантности в качестве фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, были во многом сформированы благодаря деятельности философов XVI-XVII вв., поднявших свой голос против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В научной литературе толерантность рассматриваются, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения [5]. По мнению профессора Ахметовой Н.А., понятие «толерантная среда» рассматривается как условие, способствующее обеспечить формированию основного культурно-образовательного и социально-нравственного мышления. Такие функции толерантности как эмпатия, доверие, эмоциональное принятие, социальная чувствительность, социальная поддержка, социальная адаптация, сотрудничество при их развитии позволяют формировать толерантную личность [2]. На формирование нравственного воспитания личности в условиях толерантной среды рассматривается как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования. Пчелинцева И.Г. обозначила некоторые закономерности, определяющие направленность образовательного процесса на воспитание толерантной личности и реализующие их принципы[6]. Основная закономерность – открытый характер толерантной среды проявляется в ее открытости для различных убеждений, конфессий и национальностей; она открыта для критического диалога, межличностного и группового общения. В целях формирования толерантности и установления толерантной среды в Кыргызско-Узбекском университете автором был проведен социальные проектные работы «Терпение - золото», «Вы – это уважение, мы – это дружба и единство», «Мы такие разные, но едины», «Сила народа в дружбе». Проектные работы проводились среди студентов 1-2 курса, которые представляли разную этническую группу: узбеки, таджики уйгуры, татары, азербайджане и русские. Каждый социальный проект состоялся из трех этапов. В первом этапе студенты разных национальностей должны были представить свою культуру. Так был проведены конкурс танцев народов Мира, недели культуры народов, проживающие на юге Кыргызстана.

Второй этап социального проекта состоялся из создания социального ролика посредством использования Интернет сайта (facebook) на тему «Мы такие разные, но едины». На этом этапе студенты разных национальностей с большим интересом и энтузиазмом создавали ролики о своих национальных культурных особенностях. Были использованы пословицы с одинаковым значением, эквивалент которого есть и в других языках. Самое большое количество роликов студенты создали на тему «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

В процессе реализации социального проекта было обосновано следующие поставленные задачи:

- создание поликультурности и полиэтничности как способ самоидентификации личности, ее адаптации в неконфликтном сосуществовании с представителями других культур и этносов в одном и том же пространственном окружении, признание прав на сосуществование самобытных и различных культур;

- осознание дополнительности, когда субъекты, в отличие от сторон диалектического противоречия, не исключают друг друга как противоположные, а взаимно дополняют на основе ведения критического диалога в поликультурной среде.

На третьем этапе в целях определения о переоценке межнациональных отношений и формировании толерантности у студентов, мною проведено анкетирование. В анкетирование участвовали 150 студентов Кыргызско-Узбекского университета, которые представляли семь национальностей, проживающие на юге Кыргызстана. В ходе анкетирования было выявлено, что 97 % респондентов с глубоким пониманием осознают о необходимости изучения русского и английского языков. А студенты - не кыргызы поддерживают о необходимости изучения государственного языка. На вопрос вы дружите со студентами из других национальностей, положительно ответили 73,2 % студентов из разных этнических групп. 68,3% респондентов дали положительный ответ на вопрос «Вас устраивает поликультурная многонациональная среда обучения в нашем вузе?».

Положительный результат социального проекта дал не только анкетирование среди студентов, но и принцип единства содержания учебной и других видов деятельности предполагающее формирование образовательной среды интересов, выходящие за приделы непосредственно учебной деятельности. Под инициативой студенчества Кыргызско-Узбекского университета созданы семь национальные центры Культуры разных этносов.

Надо отметить, что в ходе реализации социальных проектов была выявлена закономерность, которая отмечается отечественными и российскими исследователями. Толерантная среда создает возможность для осуществления вариативного образовательного процесса, как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям, поскольку создает максимальный охват содержания и способа получения образования для личностного выбора студентами в соответствии с их потребностями и целями [4]. Развитию толерантности в Кыргызско-Узбекском университете разработаны учебные программы, куда вошли такие учебные курсы, как этнопедагогика, история России и Великобритании, история культуры России и Великобритании, конфликтология, психология общения, Межнациональные отношения и межнациональная дипломатия Кыргызстана.

В качестве направлений перехода от интолерантности к толерантной среде, которые были разработаны в ходе исследований в Кыргызско-Узбекском университете, предлагаются:

- информирование, что подразумевает ознакомление как преподавателей, так и студентов с понятиями толерантности, его видами, критериями и показателями, изучение данного явления с учетом развития человеческого общества и наук;

- развитие у студентов ценностных ориентаций, включающих в себя интересы, мотивы, оценки и нормы поведения, усвоение и применение в практической деятельности и общении этических принципов толерантности;

- формирование и умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия имеющего в своей основе ознакомление с практическо-поведенческой стороной процесса формирования толерантности и самостоятельное нахождение студентами приемов и способов душевно-духовного и делового общения.

Итак, построение толерантной среды предполагает целенаправленные организационно-педагогические действия участников образовательного процесса по формированию стабильных и устойчивых условий для нравственного воспитания толерантной личности. Толерантная личность может быть высоконравственным человеком. Толерантная среда в вузе дает студенту:

- открытость мышления, творчество, готовность к инновациям;

- эмоциональную устойчивость;

- личностному росту;

- ориентацию ценностям и гуманистическим этическим нормам.

 

Список литературы:

1. Ахметова Н.А. Модульно-рейтинговая технология обучения: научный подход. – Алматы, 2001. – 140 с.

2.Балтабаева А.Т. Межэтнические отношения в Кыргызстане: философский анализ. –Бишкек. Изд-во Билим, 2009. – 125 с.

3.Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика, 2002. №7. - 116 с.

4.Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР. – Бишкек. Изд-во Билим, 2012. - 18-19 с.

5.Пчелинцева И.Г. построение толерантной среды в образовательном пространстве вуза (в вопросах и ответах). Научно-методическое пособие. - Тюмень. ТОГИРРО, 2004. -40 с.

6.Этнические измерения процессов развития Кыргызской Республики. –Бишкек. Изд-во Учкун, 2005. – 96 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»