ФОРМЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Лапкина Ольга Юрьевна

Преподаватель теоретических дисциплин ДШИ г. Владикавказ

В статье рассматриваются разные формы творческих заданий, которые могут использоваться на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ, а также приводятся примеры детского творчества.

Ключевые слова: Ключевые слова: творческие задания,театрализация,музыкальные произведения.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Важными формами работы на уроках слушания музыки и музыкальной литературы являются сочинение сказок, стихов и историй: к конкретному произведению, чтобы передать образный строй и собственные впечатления, анализируя музыкальную форму, при сочинении стихотворного текста к определённой мелодии и т.д.

Примеры детского творчества:

И. С. Бах. Менуэт № 25 из нотной тетради Анны Магдалены Бах (подтекстовка):

Вот музыка звучит опять,

Снова будем мы с тобой танцевать.

Все так красиво, как во сне мы танцуем

Будто пришла весна.

Ах, знаю я, года пробегут,

Но звуки нас обратно вернут.

Клавесин играет, скрипки подпевают,

Будто пришла весна.

История, сочиненная после прослушивания Марша Черномора из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»:

«Мы попадаем в царство злого волшебника Черномора. Вокруг необыкновенная красота, только все деревья неживые – они золотые и хрустальные. Черномор гордо шествует к своему трону. Слуги несут его длинную бороду. Они идут на цыпочках, очень аккуратно, чтобы ни в коем случае не зацепить драгоценную бороду хозяина. И только деревья звенят своими хрустальными листочками…»

Такие, сочиненные детьми истории, прекрасно подходят для игровой формы работы, которая называется театрализация. Суть её состоит в воплощении движением музыкального произведения.

В процессе изучения творческого и жизненного пути композиторов можно использовать разные варианты устных пересказов: монолог учащегося от первого лица (рассказ о жизни и творчестве композитора, как о самом себе), рассказ-инсценировка, цитаты композиторов, выдержки из писем, высказывания знаменитых людей о творчестве данного композитора, а также краткие истории из их жизни. Такие формы работы помогают учащимся лучше понять творчество композитора, вникнуть в их личность, почувствовать искренность и правдивость, осознать, что за каждым творчеством стоит конкретный живой человек со своими бедами и радостями, трудностями и победами. Как правило, именно такие, «неформальные» истории лучше запоминаются учащимися, оставляют более яркое впечатление.

Использование творческих заданий на уроках слушания музыки и музыкальной литературы играет важную роль в развитии образного мышления учащихся.

 

Список литературы:

  1.       Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. — Рос­тов н/Д.: «Феникс», 1999. — 416 с.
  2.       Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для учителя / Л.С. Выготский., послесл. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1991. – 3-е изд. – 90 с.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»