+7 989 669 15 15



ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Савватеева Олеся Николаевна* ,Курганская Алла Викторовна **

студентка*,кандидат филологических наук, доцент**. Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.

В статье автор описывает актуальность внеклассной работы, обращает внимание на цели, задачи, формы, методы и приемы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе.

Ключевые слова: Ключевые слова: внеклассная работа,формы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе,методы и приемы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, организация внеклассной работы детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеклассная работа объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей [4].

Актуальность разработки и проведения внеклассной работы по русскому языку определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык.

Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи. Она имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме [4].

Внеклассная работа по русскому языку имеет свои цели:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия).

Также во внеклассной работе выделяют виды и формы. Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Они делятся на две большие группы:

- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, журналы, стенная печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;

- эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии) [2].

В последнее время появляются новые эпизодические формы, которые напоминают публичные формы общения: конференции; телепередачи; диалоги, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (исследование, комментарии, интервью, репортаж). Эти формы лишены четко расписанного сценария, для их проведения составляется обычно план, при реализации которого допускаются некоторые отклонения, естественны уточняющие, детализирующие вопросы ведущего. В выступлениях участников много личных суждений. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Каждый имеет право высказать ту мысль по обсуждаемой проблеме, которая "приходит в голову" [2]. Заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету "русский язык". Это неделя русского языка – неделя творчества детей, своеобразный праздник, имеющий свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.

Проведение недели русского языка – давняя традиция, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.

Неделя русского языка предполагала проведение смотра-конкурса на лучшую тетрадь, конкурса чтецов и сочинений на лингвистическую тему, соревнование “Знаешь ли ты русский язык?”, викторину “Язык мой – друг мой!”, интеллектуальный марафон, олимпиаду “Успех”, конкурс смекалистых [1].

Также во внеклассной работе по русскому языку выделяют методы и приемы. Вопрос о методах и приемах обучения рассматривается применительно к урокам. На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Например, если говорить о таком методе, как “слово учителя” (сообщение, рассказ, лекция, доклад), то он широко используется на внеклассных занятиях. Однако, это не обязательно слово учителя, это может быть лекция или сообщение приглашенного специалиста, это может быть и сообщение (доклад) ученика по какой-либо заданной учителем теме. На внеклассных занятиях ученики говорят больше, чем на уроках. Праздники, вечера, диспуты, дискуссии – формы, полностью основанные на устном слове современного ученика [1].

Широко используется метод наблюдения над языком, методы поисковые и частично – поисковые.

Разновидности познавательных задач:

1) обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показывая ученикам способ и ход ее решения);

2) тренировочно-познавательные (ученики решают сходные с показанной задачи);

3) поисково-познавательные (ученики самостоятельно решают задачи) [1].

Именно на внеклассных занятиях используют, наряду с частично-поисковыми, полностью исследовательский метод. Например, ученик получает задание собрать местные названия улиц, историю их названия или провести исследование об исторических корнях возникновения своей фамилии [3].

Вопрос о методах обучения во внеклассной работе связан с проблемой занимательности и ее ролью в воспитании интереса к предмету. Занимательность на уроках русского языка имеет своих поклонников и непримиримых противников, она способна вызвать интерес к изучению русского языка. При организации и проведении игр занимательного характера важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного бремени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Игры обязательно должны быть доступны детям.

Игры-задачи. К играм-задачам можно отнести грамматические и орфографические лото, домино.

Игры-соревнования. Их девизы: “Кто быстрее?”, “Кто больше?” (на выполнение такой работы дается задание и отводится определенное время). Например: кто быстрее и кто больше составит слов с суффиксом – -от- ? и т.д. [1].

Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к русскому языку, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать то, что интересует в языке и его преподавании самих учащихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках [2].

Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.

Таким образом, подводя итог данной статье, хочется отметить, что внеклассная работа занимает очень важное место в формировании личности школьника, а ее формы могут быть самыми разнообразными. В конце года, например, полезно проводить опрос учеников, выявляя, что им понравилось, что не понравилось в рамках внеклассной работы, что бы они добавили или изменили. Так, например, многие учащиеся высказались за то, чтобы внести новый пункт в деятельность кружка – совместные походы в театр, кино и на выставки. Одним словом, хочется пожелать учителям больше новых идей и желания узнавать и применять новое, не бояться перемен.

 

Список литературы:

1. Аверьянова И.В., Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе / И.В. Аверьянова, Н.Н. Лапшина. – М.: Учитель, 2008. – 199 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983. – С.103-112.

3 Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя / сост. Н.Н. Ушаков. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 184 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] // ИА "ГАРАНТ". – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97127/#ixzz2wNqlkHet, свободный. – Загл. с экрана.

 

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.