Фразеология – особая область в изучении любого живого языка. Богатство выразительных средств языка является показателем уровня его художественной литературы, а также правильное употребление фразеологизмов является одни из показателей хорошего владения языком.
Фразеологические обороты широко используются во всех речевых стилях, но в различной функции: если в научной и официально-деловой речи употребляются, как правило, общелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативной функции, то в художественной литературе, в публицистических произведениях, в разговорной речи на первый план нередко выдвигается экспрессивно-стилистическая сторона фразеологизмов книжного и разговорно-бытового характера с их большими выразительными возможностями. Писатели и публицисты используют фразеологию не только в том виде, как она существует в языке, но и в измененном виде, обновляя семантику, структуру и экспрессивно-стилистические свойства фразеологических оборотов. Создаются новые смысловые оттенки, появляется новое художественное качество фразеологизмов, обогащаются связи слов, ибо «фразеологическое творчество писателей выражается прежде всего в обновлении привычных для слов контекстов, в которых эти слова обычно выступают» [2, с. 193].
Приемы авторской обработки фразеологических оборотов, придания им новых оттенков, свежих красок весьма разнообразны. Сюда относится обновление семантики, изменение или расширение лексического состава, использование, в качестве свободного, устойчивого сочетания слов или употребление одновременно и как фразеологического и как свободного сочетания, индивидуальное образование оборотов по аналогии существующими в языке фразеологизмами и т. д. [3, с. 138-145; 1, с. 65-72].
Фразеологические единицы занимают на страницах газет значительное место. Это может быть объяснено эмоционально-стилистической окрашенностью фразеологизмов, что делает публицистическую речь газеты более выразительной, живописной, лаконичной. Журналист, настроенный на поиск экспрессии для привлечения читателя к своей статье, строит парадокс, играет словами, вводит каламбур, использует оценочные метафоры, эпитеты, яркие сравнения. Естественно, все журналисты используют ресурсы фразеологии, которая является одним из самых ярких и действенных средств языка в аспекте воздействия на читателя, чего и добиваются авторы газетных статей. Многие фразеологизмы, встречающиеся на страницах газет, подверглись трансформации с целью усиления их эмоционально-экспрессивной окраски, развития образной основы, привлечения внимания читателя и т. п.
Благодаря свойствам фразеологизмов, а именно: образности экспрессивности и слитности значения, наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней. Именно поэтому почти все известные писатели, журналисты использовали фразеологизмы для создания колорита и стилистической окраски своих произведений, статей.
Список литературы: