+7 989 669 15 15



Гендерные особенности проявления негативных установок в межличностном общении у будущих специалистов экономического профиля




Фесенко Наталья Анатольевна*,
Рифицкая Ирина Ивановна**

студентка*,
кандидат психологических наук, доцент **,
БГЭУ, Беларусь, г. Минск


Аннотация: В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка выявить у специалистов экономического профиля доминирующий признак негативной установки, а также выяснить существуют ли гендерные различия в проявлении негативной установки у студентов экономистов.

Ключевые слова: Негативные установки, гендер, пол




Библиографическое описание: Фесенко Н.А., Рифицкая И.И. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ УСТАНОВОК В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 49-52


Установка представляет собой неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, основой которого является предшествующий опыт, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное явление [5; 6].

Проблему установок принято связывать с именем Д. Н. Узнадзе, однако термин «установка» впервые был введен немецким психологом Л. Ланге в 1888 году.

Важнейшее функциональное значение установки заключается в том, что это состояние готовности позволяет без затраты особых усилий эффективно выполнить то или иное действие. Однако бывает что и механизмы установки могут ввести в заблуждение, к примеру, иррациональные установки – формируются они под влиянием неблагоприятного опыта человеческого взаимодействия, вследствие ярко выраженных эмоций отрицательного спектра, а так же происходят на основе негативной интерпретации людьми, происходящих с ними, событий. В результате лишенных рациональности убеждений возникают ложные умозаключения [2; 4].

Наука различает понятия «пол» и «гендер». В результате разделения понятия «пол» на биологическое и социальное, возникло понятие «гендер», под которым понимают социально-психологический пол человека, совокупность особенностей поведения, которые проявляются в общении и взаимодействии с другими людьми [3].

В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что существуют статистически значимые гендерные различия проявления негативной установки в общении у студентов экономистов.

Для выявления доминирующего признака негативной установки, а также для установления гендерных различий в проявлении негативной установки у студентов экономистов была отобрана методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко [1].

Результаты использования данной методики показали, что от общей выборки студентов экономистов в 30 человек 90 % испытуемых обладают высокой степенью проявления негативной установки. Из 100% женщин у 86% наблюдается высокая степень негативной установки, и из всей выборки мужчин 93%.

Полученные экспериментальные данные для большей наглядности представлены на рисунке 2.1.

 

 

Рис 2.1. Количественные показатели распределения испытуемых

по степени выраженности негативной установки.

 

На основерисунка 1.1, можно заметить, что гендерных различий в проявлении негативной установки в той или иной степени выраженности, не наблюдается.

Таким образом, проанализировав полученные данные с помощью метода статистической обработки, использовав критерий  Пирсона для установления различий между качественными данными, можно сделать вывод о том, что преобладающей степенью выраженности негативной установки в выборке, состоящей из 30 студентов экономистов, явилась высокая степень.

Ниже представлены количественные показатели распределения испытуемых по степени выраженности у них признака негативной установки.

 

Рис 2.2. Количественные показатели распределения испытуемых

по степени выраженности компонентов негативной установки (%).

 

Проанализировав рисунок 2.2 можно определить доминирующий признак негативной установки у студентов экономистов. Наиболее выраженный признак негативной установки у женщин является завуалированная жестокость в отношении к людям и в суждениях о них — 78%, у мужчин так же данный признак выступает в качестве преобладающего, но выражен ниже, в отличие от женщин — 70%. Однако открытая жестокость в отношениях к людям менее выражена — 51%, чем у мужчин — 68%. Личность нескрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Результаты по шкале обоснованный негативизм в суждениях о людях — 48% у женщин и 67% у мужчин. Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. Полученные результаты по шкале брюзжание практически не имеют различий: женщины — 53%, мужчины — 56%. Это говорит о том, что склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью у женщин и мужчин выражена в равной степени. Негативный личный опыт общения с окружающими у мужчин выражен сильнее — 64%, чем у женщин — 52%. Данный компонент установки показывает, в какой мере личности везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности.

Для проверки гипотезы был использован метод математической статистики — критерий Пирсона.

В результате эмпирического исследования выдвинутая гипотеза не подтвердилась, следовательно, не существует статистически значимых гендерных различий в проявлении негативных установок в общении у студентов экономистов.

 

 

Список литературы:

1. Бойко В. В. Методика диагностики коммуникативной установки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psyera.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Ковпак Д.В., "Как избавиться от тревоги и страха" / Практическое руководство психотерапевта. — СПб.: Наука и техника, 2007. — 240 с.

3. Кондрашихина О. А. Дифференциальная психология [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nauka.x-pdf.ru, свободный. – Загл. с экрана.

4. Пименова И. В. Иррациональные установки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.psynavigator.ru, свободный. – Загл. с экрана.

5. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. – Тбилиси : Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. – 210 с.

6. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – СПб.: Изд. Дом “Питер” : ЗАО “Питер бук”, 2001. – 414 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.