Геополитические отношения – это система устойчивых взаимодействий и взаимосвязей между субъектами и объектами геополитики. Геополитические отношения могут быть отношениями компромисса и консенсуса, кооперации и солидарности, соперничества и конфликта, вражды и войны.
Геополитические отношения, возникающие в процессе борьбы государств за реализацию своих национальных интересов, во все времена носили и носят тот или иной характер геополитического противоборства.
Рассмотрим геополитические отношения сторон по характеру соперничества на линии, постепенно ослабляющей степень противоборства от войны – насилия – агрессивности – соперничества – враждебности – спора – несогласия к согласию (консенсусу). В восприятии оппонента подобная линия выглядит следующим образом: противник – соперник – сотрудник – партнёр – союзник – друг.
Геополитические отношения между Россией и НАТО, в составе 28 стран-участниц, носят противоречивый характер, проявляющийся по широкому спектру проблем: политических, военных, экономических, информационных и др. Восприятие оппонентами одного другим в разные периоды геополитических отношений России с НАТО охватывало всевозможные формы противоборства и определялось борьбой за реализацию своих национальных интересов и целей.
Исследуя геополитические отношения России и НАТО, остановимся на декларируемых и реально осуществляемых целях и задачах, на сферах их геополитических интересов.
Официальной версией создания НАТО было существование «советской угрозы». В Вашингтонском договоре 1949 г. была провозглашена главная цель блока – обеспечение свободы и безопасности всех его членов политическими и военными способами. Дальнейшее развитие блока НАТО (стратегическая концепция НАТО 1999 г.) было обусловлено коренным изменением геополитической обстановки в мире и прежде всего в Европе, развалом Советского Союза и мировой социалистической системы и в итоге необходимостью изменения геополитической доктрины НАТО, позволившей организации расшириться на Восток и преодолеть рамки региональной организации. Современный вариант НАТО в соответствии со стратегической концепцией НАТО «Активное вовлечение, современная защита», принятая в ноябре 2010 г. предполагает окончательное расширение зоны ответственности блока до глобальных масштабов. В концепции заявлено: «Кризисы и конфликты за пределами границ НАТО могут представлять собой прямую угрозу безопасности территории альянса и его населению. В этой связи НАТО будет участвовать, где возможно и где необходимо, в предотвращении кризисов, их урегулировании, стабилизации в постконфликтных ситуациях и в деле поддержки реконструкции» [4].
Сфера геополитического влияния НАТО в настоящее время существенно расширилась. Теперь это – помимо законной сферы влияния, ещё и Ближне- и Средневосточный (Юго-Западная Азия, Северо-Восточная Африка, Средневосточный субрегион), Постсоветский (Закавказский, Среднеазиатский, Восточнославянский субрегионы), Индийский (в рамках геополитического субрегиона Южной Азии), а также Африканский геополитический регион. Подтверждением этому события 90-х гг. XX в. - начала XXI в. Действия НАТО в Ираке (1991 г., 1998 г., 2003-2011 гг.), Сомали (1992-1993 гг.), Боснии и Герцеговине (1995-2004 гг.), Югославии (1999 г.), Афганистане (2001 г. - по наст. вр.), Ливии (2011 г.), угроза применения военной силы в Сирии (2011- по наст. вр.) – вот реалии расширения масштабов контроля НАТО над геополитическим пространством.
Развал Советского Союза и в связи с этим коренное изменение ситуации на геополитической карте мира в пользу США и сохранившегося рудимента «холодной войны» – блока НАТО, настоятельно требовало от руководства постсоветской России строить новые, основанные на сотрудничестве и партнёрстве, геополитические отношения с этой военно-политической организацией.
В 90-е годы прошлого века геополитические отношения между Россией и НАТО формально достаточно быстро преодолели расстояние от противников через соперничество (противоборство по определённым вопросам) до отношений сотрудничества (временного взаимодействия) и далее до отношений партнёрства (постоянное сотрудничество). Следует дать некоторые пояснения по развитию данной линии. В этот период РФ вошла в состав разных организаций, программ, подписывала соглашения и договора с НАТО и отдельными государствами этого блока. Россия в этих документах для стран НАТО – сотрудник, партнёр.
Так, в декабре 1991 г. создан Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. Совет евроатлантического партнёрства (СЕАП)), членом которого в 1992 г. стала Россия. В 1994 г. Россия присоединилась к инициативе США по созданию в рамках СЕАП программы «Партнёрство ради мира», в 1995 г. подписала индивидуальную программу партнёрства с НАТО. В 1997 г. в Париже был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности». В соответствии с данным актом был создан Совместный постоянный совет Россия-НАТО, который стал механизмом взаимодействия нашей страны с блоком в формате «19+1». В этом документе подчёркивалось, что обе стороны считают себя партнёрами. Но на деле о реальном партнёрстве не могло быть и речи.
Фактически геополитические отношения России с НАТО с 1991 г. по 1999 г. – это отношения соперничества (и враждебности) соперников (не сотрудников и не партнёров).
Развитие геополитических отношений между Россией и НАТО в период с 1999 г. по 2010 г. можно условно разместить на линии восприятия оппонента в пределах отрезка соперник-сотрудник-партнёр. За этот период прошло много событий, которые неоднозначно воспринимались и оценивались как политической элитой России и НАТО, так и простыми гражданами нашей страны и стран блока.
Подписанием в Риме 28 мая 2002 г. декларации «Отношения Россия-НАТО: новое качество» был положен очередной этап в двусторонних отношениях России с альянсом. Вместо Совместного постоянного совета был создан Совет Россия-НАТО, как механизм для постоянных политических консультаций, выработки и принятия совместных решений и осуществления видов деятельности, представляющих взаимный интерес. Сформировано почти два десятка рабочих органов Совета. Сотрудничество осуществлялось по следующим направлениям. Это – кризисное урегулирование, борьба против терроризма, военное сотрудничество, нераспространение оружия массового поражения, вопросы ядерного оружия, противоракетная оборона театра военных действий, контроль над вооружениями, поисково-спасательные операции на море, сотрудничество в воздушном пространстве, перекрытие каналов наркотрафика, оборонная реформа и сотрудничество, наземные транзитные перевозки, сотрудничество по Афганистану, планирование по использованию гражданских служб в чрезвычайных ситуациях, проект по созданию «Центра социальной адаптации России-НАТО», проект «Новые угрозы и вызовы» и ряд других [2].
Геополитические отношения России и НАТО с 1999 г. по 2010 г. развивались волнообразно. Периоды приливов сменялись периодами отливов. Эти периоды напрямую связаны с волнами расширения блока – в 1999, 2004 и 2009 годах, когда в НАТО влились соответственно 3, 7 и 2 страны. За постсоветский период истории России блок НАТО расширился с 16 до 28 государств. Это обострило отношения России с блоком, так как напрямую нанесло ущерб национальным интересам нашей страны.
Руководство НАТО предпринимало шаги, направленные на развитие сотрудничества, заверяло в конструктивном партнёрстве. Всё это декларируемое и во многих областях реально осуществляемое сотрудничество имело подлинную, основную цель – расшириться на Восток, приблизиться к границам Российской Федерации.
Геополитические отношения между Россией и НАТО в период с 1999 по 2010 г. можно охарактеризовать как отношения соперничества (враждебности и спора) соперников (и сотрудников, но не партнёров).
Наметилась ли позитивная тенденция в развитии геополитических отношениях России с НАТО после принятия блоком стратегической концепции в 2010 г., предполагающей расширение влияния данной военно-политической организации до глобальных масштабов? Возможны ли геополитические отношения партнёрства-союзничества-дружбы между Россией и НАТО?
У России, исходя из исторического опыта развития геополитических отношений с НАТО, нет достаточных оснований доверять Западу. Такой вывод следует из соотношения военных потенциалов России и НАТО, из современных реалий проявления силы блоком, из общественной психологии, в которой сильны корни недоверия и вражды к своим соседям по НАТО.
Этот вывод можно сделать, исходя из заявлений должностных лиц США и НАТО. Директор национальной разведки США генерал-лейтенант ВВС в отставке Джеймс Клэппер в марте 2011 г. объявил Россию «смертельным врагом» Америки. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Рагмуссен в 2012 г. на 58-й сессии Парламентской ассамблеи НАТО призвал страны военно-политической организации наращивать свои военные бюджеты ввиду наличия реальной военной угрозы со стороны России. Если же сравнивать военные потенциалы России и НАТО, то сравнение явно не в пользу России. Так, по данным Министерства обороны РФ государства НАТО в Европе на Северо-западном и Западном стратегическом направлениях превосходят Вооружённые Силы России по самолётам и танкам более чем в 19 раз, по кораблям – более чем в 6 раз. Такая же неприглядная статистика и по другим стратегическим направлениям.
В концептуальных документах РФ прозрачно обозначены подходы в отношении НАТО и США. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года подчёркнуто, что «Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права» [3].
Основными внешними военными опасностями, изложенными в Военной доктрине Российской Федерации являются: стремление НАТО к превращению в глобальную военно-политическую организацию; приближение военной инфраструктуры блока к границам России (в т.ч. путём дальнейшего расширения НАТО); территориальные претензии к России и её союзникам; размещение (наращивание) войск (сил) стран НАТО вблизи границ с РФ; создание и развёртывание систем стратегической противоракетной обороны и ряд других опасностей [1]. Следует отметить, что все вышеперечисленные опасности в настоящее время постоянно угрожают национальным интересам и целям Российской Федерации.
В официальных документах НАТО позиционируется для России как истинный партнёр, с которым осуществляется постоянное сотрудничество. Так, в стратегической концепции НАТО подчёркнуто, что «Сотрудничество НАТО и России имеет стратегическую важность, так как оно вносит вклад в создание общего пространства мира, стабильности и безопасности. НАТО не представляет угрозы для России. Напротив, мы хотим истинного стратегического партнёрства между НАТО и Россией, и мы будем действовать соответственно, ожидая взаимности от России» [4].
Россия, следуя своей линии геополитического поведения, сама для себя должна решить – кем быть для НАТО – сотрудником или партнёром, союзником или другом, учитывая при этом предыдущий опыт отношений с блоком. При этом иметь чёткую позицию по всем проблемным вопросам, таким как расширение НАТО, размещение элементов ПРО в Восточной Европе и ряду других.
Друзьями и союзниками России и НАТО в ближайшее время, в среднесрочной и долгосрочной перспективе не быть. Реальная возможность стать союзниками – это общая борьба со злом, являющимся смертельной угрозой для России и для НАТО. Как показал опыт борьбы с международным терроризмом, даже это зло не смогло сделать нас союзниками.
За три года, прошедших после Лиссабонского саммита НАТО, геополитические отношения России с НАТО стали отношениями соперничества (спора) соперников ( и сотрудников, но не партнёров). У нас серьёзные разногласия с блоком по поводу обеспечения безопасности в различных регионах мира, в частности по поводу ситуации вокруг Сирии, обстановки в Афганистане, по вопросам ПРО на ТВД. Одновременно Россия продолжает участвовать в программах военно-технического сотрудничества с НАТО, борьбы с пиратством, предотвращения и минимизации техногенных и природных катастроф, противодействия терроризму и наркоугрозам и многих других.
Геополитические отношения России с Организацией Североатлантического договора – это отношения уже не противников, но соперников. До подлинных отношений сотрудничества и партнёрства необходимо пройти путь укрепления доверия, доказательства делами декларируемых целей. К сожалению, реальная политика стран НАТО свидетельствует о другом. Отношениям России с НАТО предстоит пройти длинную дорогу, чтобы в полной мере учитывать интересы всех сторон.
Список литературы:
1. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. – 2010. – 10 февраля.
2. Пархалина Т.Г. Отношения Россия – НАТО: к истории вопроса // URL: http://www.europeansecurity.ru/publ/2010%20hist.asp (дата обращения 15.11.2013).
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. – 2009. – 19 мая.
4. Strategic Concept for the Defence and Security of The Members of The North Atlantic Treaty Organisation // URL: http://www.nato.int/lisbon2010/strategic-concept-2010-eng.pdf (датаобращения 20.11.2013).