+7 989 669 15 15



Герменевтика ф. Шлейермахера: от экзегетики к гуманитарному дискурсу современности




Еникеев Анатолий Анатольевич*,Найденов Артем Андреевич **,

к.ф.н., доцент *
студент **
Кубанский государственный аграрный университет
Россия, г. Краснодар


Аннотация: В статье описываются основные положения герменевтики Ф. Шлейермахера. Указывается его роль в становлении данного гуманитарного направления. Делается вывод о значимости герменевтической проблематики для развития современной науки.

Ключевые слова: герменевтика, язык, экзегеза, гуманитарные науки.




Библиографическое описание: Еникеев А.А., Найденов А.А. ГЕРМЕНЕВТИКА Ф. ШЛЕЙЕРМАХЕРА: ОТ ЭКЗЕГЕТИКИ К ГУМАНИТАРНОМУ ДИСКУРСУ СОВРЕМЕННОСТИ [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" -С. 36-38


В эпоху Средних веков возникло учение об истолковании различных текстов, например, текстов Св. Писания – экзегетика. Сама по себе экзегетика стала основой становления и развития герменевтики, так как оба эти учения не отличаются между собой, экзегетика, как и герменевтика — это искусство толкования текстов, преимущественно древних, например, библейских текстов. Герменевтика стала активно развиваться в эпоху Возрождения (ХIV век), это является важным этапом становления герменевтики как науки, поскольку именно в эту эпоху начинает происходить эмансипация литературы: к текстам, которые нуждаются в учебном толковании, начинают прибавлять произведения классических античных авторов [См. 5; 6].

Следующая немаловажная эпоха для дальнейшего развития герменевтики в качестве самостоятельной дисциплины — Реформация — широкое общественно-политическое движение, которое было направлено на реформирование католического христианства в соответствии с Библией в Центральной и Западной Европе. Задача, стоящая перед герменевтами начинает разрастаться до «космических» размеров, потому как католическая теология опиралась на традицию интерпретации Св. Писания, в то время как в протестантской теологии за Св. Преданием отрицается сакральный статут, оно прекращает служить непререкаемым каноном истолкования Библии. Впоследствии появилась «теологическая герменевтика», которая брала свое начало из «сакральной герменевтики», далее появилась «филологическая герменевтика», ее началом являлась «профанная герменевтика». «Филологическая герменевтика» начинает набирать значимость, в то время как с Просвещением традиция «теологической герменевтики отходит на второй план [7].

Обращаясь к истории развития герменевтики, стоит отметить, что основы герменевтики как общей теории понимания заложил Ф. Шлейермахер (1768-1834). Он выделил в тексте индивидуально-личностный, а также предметно-содержательный аспекты. Содержание текста или то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, то есть тому, как описывалось событие, особенностям стиля изложения, постановлению акцентов в тексте. По мнению Шлейермахера, самое важное в герменевтике это понимать мыслящих индивидов, которые создали определенный текст, а не пытаться понять предметное содержание, которое выражено в мысли [См. 1; 4].

Ф. Шлейермахер, являясь протестантским теологом, большое количество своего времени уделял проблемам истолкования Библии, а также был знаком с различными приемами интерпретации мифологических, юридических, религиозных, исторических и филологических текстов. Он попытался объединить различные герменевтические приемы в одну общую методику и описать процесс понимания вообще, независимо от того, о понимании каких текстов идет речь. Если рассматривать понимание в концепции Ф. Шлейермахера, то понимание является универсальным методом постижения смысла текста. Абсолютно любой процесс понимания чего-либо основывается на одних и тех же принципах герменевтического круга и диалога. С точки зрения Ф. Шлейермахера, именно эти принципы позволяют описать полную структуру любого процесса понимания. Почти все последующие представители герменевтики вслед за Ф. Шлейермахером пытаются развивать принципы герменевтического круга и диалога, рассматривая структуру понимания [2].

В современных гуманитарных науках выделяют два типа герменевтики: традиционный и религиозный. Традиционная герменевтика заключает в себе учение о толковании старинных текстов. Религиозная герменевтика основана на толковании Библии. Истина высшей инстанции находится в прошлом, главное – ее правильно истолковать, обнаружив скрытые смыслы и значения. Герменевтика используется также при толковании юридических законов, понимании исторических событий. Она ориентирует людей на неотъемлемое понимание смысла текстов. Поэтому, с одной стороны, герменевтика – это частная наука о понимании, а с другой – разносторонний метод познания. Особого внимания заслуживает герменевтическая проблематика в контексте диалога между философией и литературой [3].

Нарастающая популярность герменевтики также обусловлена общим состоянием философского процесса современного времени, когда социальная реальность бросает новый вызов философской рефлексии. Формирование информационного общества способствует тому, что понятие информации приобретает философский статус. В нем рассматривается различие мира и духа, так как оба они могут интерпретированы как информация. В наши дни основу и сущность герменевтики как науки составляют такие проблемы, как интерпретация и понимание, что, практически, и обуславливает важность и необходимость ее подробного изучения, особенно в сфере гуманитарного знания.

 

Список литературы:

1.   Еникеев А.А. Герменевтика текста в философии и теории культуры: методология междисциплинарного подхода / А. А. Еникеев, К. А. Калита // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник статей по материалам XLIX Международной научно-практической конференции. – № 6(45). – М., Изд. «Интернаука», 2016, с.57-61.

2.   Еникеев А.А. Проблема языка и понимания в гуманитарных практиках ХХI века: от герменевтики к философии текста // Материалы Всероссийской научной конференции «Ялтинские философские чтения. Проблемы гуманитарного знания и крымский культурный ландшафт» (19-21 ноября 2015 года, г. Ялта) / Отв. ред. Т.П. Разбеглова. – Ялта, 2016, с.107-110.

3.   Еникеев А.А. Философия и литература: грани взаимодействия (к вопросу о поэтике философского текста) / А.А. Еникеев, А.С. Несходимова, Р.И. Хушт // Апробация. Ежемесячный научно-практический журнал. - № 5 (44), 2016, с.28-31.

4.   Еникеев А.А. Философия языка и герменевтика в гуманитарном дискурсе ХХ века / А. А. Еникеев, Р. М. Тлехас // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории: сборник статей по материалам L Международной научно-практической конференции. – № 5(45). – М., Изд. «Интернаука», 2016, с.68-73.

5.   Еникеев А.А. Хрестоматия как жанр философского текста: проблема выбора чтения / А. А. Еникеев, Д. О. Баранов // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории: сборник статей по материалам XLIX Международной научно-практической конференции. – № 4(44). – М.: Изд. «Интернаука», 2016, с.62-67.

6.   Многообразие жанров философского дискурса. Коллективная монография. Учебное пособие / под ред. д.ф.н., проф. Плотникова В. И. – Екатеринбург: Российское философское общество; Межвузовский центр проблем непрерывного гуманитарного образования при Уральском государственном университете им. А. М. Горького; Банк культурной информации, 2001. – 276с.

7.   Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 15. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 485с.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»