Как же взаимосвязаны образование и имущественные права женщин? Только будучи грамотной, женщина могла заключать договоры, ведь необходимо было прочитать текст договора, поставить свою подпись [1]. Неграмотная женщина не могла представлять и защищать свои права в суде. Владимир Великий стал инициатором создания мужского и женского училищ в начале XI века. В течение последующих веков образование женщины носило домашний характер [2]. Построенная на принципах сословности и закрытости, женская школа была доступна привилегированным и богатым слоям населения.
Требования о праве женщин на высшее образование и на труд были главными в женском движении XIX века. Первые женщины в высших учебных заведениях появились в 1859 году - в Петербургском, Харьковском, Киевском университетах и в столичной Медико-хирургической академии. В 60-70 гг. XIX века в университетских городах Российской империи развернулось движение передовой общественности в пользу высшего женского образования. В 1872 году было открыто первое высшее учебное заведение для женщин - Петербургские медицинские курсы. Цель учреждения заключалась в подготовке акушерок с правом самостоятельной акушерской и гинекологической врачебной практики. В этом же году были открыты Московские Высшие Женские курсы, которые стали первыми высшими женскими педагогическими курсами не только в Москве, но и в России. В 1876 году вышел приказ императора Александра II, который предоставлял право Министерству народного образования открывать женские курсы в университетских городах. В 1878 гг. Такие курсы были открыты в Петербурге, Казани, Киеве и Москве [3]. Несмотря на гражданское признание и значимость высших женских курсов, власть единогласно выступила против развития в стране высшего женского образования. В 1889 году Московские, Казанские и Киевские женские курсы прекратили свое существование. Однако перечеркнуть все, что было достигнуто за годы после отмены крепостного права, было невозможно, так как за это время были разрушены существующие в эпоху крепостничества основные принципы в области женского образования.
Таким образом, до конца XIX века женщину не воспринимали как полноценного человека. Ей тем или иным способом запрещали учиться, писать и читать, ее образованность воспринималось как не серьезное действие, а лишь давалась возможность ознакомления с историей России, ее географией, культурой, на уровне воспитания молодого поколения. C середины XIX века женщины начали самообразовываться: писать стихи, заниматься литературой и претендовать на роль в той или иной общественной жизни.
Список литературы:
1. Татаринова, Е.П. О правах женщин «обязываться актами» в России XVIII века / Е.П. Татаринова // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1. С. 121-124.
2. Буслаева О.С. Участие общественности в развитии женского среднего образования в России в конце XIX - начале XX века // Преподаватель XXI век. - 2015. - Т. 2. - № 3. с. 347
3. Великая Т.С Этапы становления женского образования в России: XI-XVIII века // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - № 2. с. 138-141