ИГРА, КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В КОЛЛЕДЖЕ




Бороненкова Любовь Сергеевна

преподаватель, ГБОУ СПО «Чайковский индустриальный колледж» Пермский край г. Чайковский

Дидактическая игра, особенность её организации, системность и направленность игр при организации учебного процесса со студентами на примере дисциплины «Физическая культура»

Ключевые слова: Ключевые слова: игра,организация дидактических игр идеятельности студентов на занятиях




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В середине прошлого века дидактические игры применялись в отечественной педагогической практике, сначала в начальной школе, а позже в среднем и старшем звене. По мнению А.Г. Гонохова, П.Я. Захарова, М.И. Кудритской, игры при обучении студентов на занятиях являются одним из важнейших средств обучения и физического воспитания [1, с.84]. По мнению Г.К. Селевко, дидактическая игра - это специально созданная или приспособленная для обучающих целей игра [3,с.34], её именуют учебной игрой [А.Ю. Коджаспирова 2,с.55]. При описании игры Д.И. Пидкаситый характеризует её как коллективную, учебную деятельность, участников или команды в целом объединенные решением главной задачи и ориентирующих свои совместные действия на выигрыш. Игры способствуют отработке элементов, совершенствования и приобретения навыков (умений), и одновременного поддерживания высокого уровня эмоционального удовольствия [4,с.66]. Соглашаясьс мнением авторов С.В. Пахомовой и Е.В. Витун: «По своей природе игра побуждает своих участников глубже и полнее использовать собственные умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде. Также она развивает внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственность, взаимовыручку и другие социально важные личностные качества» [5, с.3].

Процесс организации дидактической игры подразделяется на следующие составляющие: подготовку самой игры; определение главных задач; выбор имитационных моделей объекта; решение задач по критериям проверки; оценивание деятельности играющих; анализированние полученных итогов играющими и сравнивание с имеющимся предыдущим практическим опытом [4, с.233].

Преподавателем была разработана «Работа по заданиям», которая основана на системном подходе для общеобразовательной дисциплины «Физическая культура». Её внедрение и апробирование, началось в ГБОУ СПО «Чайковском промышленно-гуманитарном колледже», а продолжилось в ГБОУ СПО «Чайковском индустриальном колледже». Организуя дидактическую игру проводящий должен придерживаться следующих характеристик, условий игрового плана и соблюдение перечня структурных элементов (моделирование объекта учебной деятельности и правил, принятия решений в изменяющихся условиях).

Особенности обучаемых принявших участие в педагогическом эксперименте: 1) студенты нефизкультурных специальностей; 2) преимущественно юноши 87% и 13% девушки; 3) возраст обучаемых 15-21 год.

Специфика образовательного продукта включает в себя три составляющих («универсальные задания» для вводной части – «обучающе-совершенствующие задания» для основной части – «низко-эффективные задания» для заключительной части практического занятия). Дидактические игры применялись в двух частях занятия (основной и заключительной) и для повышения общей результативности физкультурной деятельности студентов преобразование сюжетов игровых ситуаций преимущественно подразумевало организацию условий для одновременного участия всех занимающихся в академической группе. Игры проходили на крытом спортивном сооружении: зал делился на две половины, и еще охватывалось помещение 5-12 метров, для «настольного тенниса». Открытое спортивное сооружение футбольное поле и асфальтированная баскетбольная площадка. Образовательный продукт для 78 практических занятий (154 часов).

Системность примененных дидактических игр на занятиях физической культурой со студентами колледжа: а) игры делятся по разделам учебной программы, для: легкой атлетики, спортивных игр (волейбола и баскетбола) и лыжной подготовки; б) игры индивидуальные (неконтактные) и групповые (контактные); в) актуальность: возрастная (15-21 год), гендерная (для юношей) и освоение физкультурно-спортивной деятельности (коррекция двигательных действии, приобретение умений и совершенствование навыков); г) контактные в микрогруппах и коллективные в командах. Этапы исследования: на I этапе разработано (12 игр из которых 8 для микрогрупп и 4 коллективные); II этап (9: 6 для микрогрупп и 3 для команд); III (14: 8 для микргрупп и 6 командных) и IV этап (13 командных игр). Общее количество дидактических игр 55: 29 для микрогрупп и 26 командных.

В связи с этим подобранные и преобразованные дидактические игры образовательного продукта «Работы по заданиям», помогли овладеть и совершенствовать необходимые знания студентам, практические умения и навыки из разделов образовательной программы. Играя в грамотно и системно спланировано-классифицированные средства (основной и заключительной частей занятия физической культурой), студенты овладели умениями: быстрее и результативнее мыслить; адекватно анализировать окружающую их обстановку в игровой ситуации; осваивать и совершенствовать актуальные способы физкультурной деятельности общеприкладной и спортивно-рекриативной направленности учебных разделов дисциплины.

 

Список литературы:

1. Гонохов, А.Г. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов нефизкультурных специальностей) Ч.2./А.Г. Гонохов, П.Я. Захаров, М.И. Кудритская. – Горно-Алтайск: Изд- во РИО ГАГУ, 2007. – 172 с.

2.Междисциплинарный педагогический словарь/ Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова - М.: Изд- во «МарТ», 2005. – 447 с.

3. Пахомова, С.В. Подвижные игры и эстафеты в системе физического воспитания студентов: методические указания/С.В. Пахомова, Е.В. Витун. – Оринбург: Изд- во ГОУ ОГУ, 2005. - 24 с.

4. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. -М.: Педагогическое общество России, 2004г. -590с.

5. Современные образовательные технологии/сост. Г.К. Селевко. - М.: Изд- во Народное образование, 1998г. - 252с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»