Город с древнейших времен привлекал внимание исследователей. Еще Аристотель изучал влияние городов, в том числе и городов-государств на развитие человеческого бытия. О городах писали Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, М.В. Ломоносов. В.Н. Татищев. Город возник на заре человеческой цивилизации как успешная попытка защитить человека от внешних врагов. Города включали в себя и прилегающие территории с жителями, которые не жили в городах, но в любой момент могли укрыться за его стенами. По мнению ряда ученых, русское слово «город» произошло от глагола «огораживать». Типичным примером городов-государств были Афины, Рим, Карфаген или полумифологическая Троя. Постепенно города породили свою специфическую культуру, отличающую от культуры сельских жителей. Но, по мере развития цивилизации, города превратились из блага в источник опасности. Так думают некоторые ученые, мыслители и мастера литературы.
Один из основоположников культурологии и геополитики Н.Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» (1868) обосновал теорию культурно-исторических типов человечества, которые позднее О. Шпенглер назвал «цивилизациями». Согласно этой теории, цивилизации бывают положительно-деятельными и отрицательными. Наряду с созидательными типами цивилизаций, существуют цивилизации разрушительные, деструктивные. К ним можно отнести такие культурно-исторические типы, как империи гуннов, викингов или Чингис-хана. Народы, которые созидали города можно назвать позитивными, а народы, которые разрушали – деструктивными.
Город и цивилизация – однокоренные слова в переводе с латинского и английского(“civis – civil – city– civilization”). По сути дела, город – это цивилизационная модель. Вот почему изучение города может помочь в изучении нашей цивилизации, в изучении всего культурного пространства нашей планеты. Образ города может носить разносторонний, многоплановый характер. Он может быть исторический, архитектурный, градостроительный, литературный и т.д. Этот образ может носить характер текста. Каждый город формирует свой неповторимый, уникальный образ. Но лишь один образ города может включать все эти образы, создавать единство пространства и времени, создавать архетип. Это культурологический образ. Исследованием образов занимается наука имагология.
Имагология – наука молодая. Она зародилась в девяностые годы прошлого века. Но это вовсе не означает, что имагология родилась на пустом месте. Ее начало заложил Лоренс Стерн своим «Сентиментальным путешествием» (1768) и Николай Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791-1794). Это - травелоги, не просто путевые заметки, а совершенно новый художественно-документальный жанр, окрашенный философскими размышлениями и образом самого «Путешественника». Если до этого на первый план выступало изображение окружающего мира, быта и нравов, то Стерн и Карамзин подчеркнули личное отношение к этому миру самого путешественника, самого героя, его личное восприятие событий, фактов и самой окружающей действительности. При этом герои Стерна и Карамзина близки, но не тождественны самим писателям. Авторы травелогов заложили традицию соотнесения окружающего мира, нравов и обычаев других народов со своими соотечественниками, «чужих» стран и городов со «своими», выразили свое собственное отношение к этому миру.
Имагология тесно связана с лингвострановедением, страноведением и межкультурной коммуникацией. Ее основная задача – создать благоприятный имидж страны, народа, города, пропустить изображаемое через призму воспринимающего этот образ человека.
Имагология города включает в себя восприятие того или иного художника: отрицательное или положительное, дегуманизированное или гуманистическое. Любое восприятие субъективно, но не лишено определенной доли объективного. Имагология города наиболее субъективна. Один и тот же город может представляться совершенно по-разному различным художникам слова: от мрачного и депрессивного до лучезарного и радостного.
В качестве отправной точки, можно взять изображение городов-мегаполисов в публицистике, представленное П. Акройдом, А. Хорном, В. Глазычевым, В. Гиляровским. Они представили свое восприятие Лондона, Парижа и Москвы, с их точки зрения – объективно. Другие – художественные - изображения городов менее объективно. В них выражена авторская точка зрения. К таким имагологическим образам относятся произведения А. Пушкина и А. Белого о Петербурге, Б. Ямпольского и И. Шмелева о Москве, Ф.С. Фицджеральда и Г. Миллере о Нью-Йорке, Э. Хемингуэя и Э.М. Ремарка о Париже, Дж. Джойса о Дублине и т.д.
Восприятие города «своими» и «чужими» важнейшая часть имагологии города. Но «чужое» восприятие часто становится «своим», входит в сознание читателя как объективно-субъективный образ реального мира. Насколько объективен может быть город в восприятии того или иного писателя? Это во многом зависит от самого автора, от его настроения или мировоззрения, от авторской точки зрения на изображаемый объект. Имагология города формирует и читательское отношение к городу. Она может вызвать любовь или иное чувство, преодолеть стереотип или укрепить его. Таким образом, имагологическое восприятие немаловажно и в этом вопросе.