+7 989 669 15 15



ИМИШЛИНСКИЙ РАЙОН И ЕГО ДРЕВНИЕ ПОСЕЛЕНИЯ




Рустамов Рамиль Нахмед оглу

Отдел археологии ранних средних веков Института Археологии и Этнографии НАНА, г. Баку

На основе письменных источников и археологических материалов исследуется материальная культура Мугани в III-XIV веках на основе материалов Имишлинского района. Расположение Имишли на самом известном караванном пути Барда-Ардебиль, играло большую роль в политической, экономической и культурной жизни Азербайджана. В Мухуртепе, Галадже и другие поселениях Имишлинского района сформировались некоторые виды ремесел – металлообработка, гончарное дело, стеклодувство и пр.. После проведенных на территории Имишли археологических раскопок и исследований можно прийти к выводу, что эта территория, располагаясь на пересечении торговых и внутренних путей Мугани, играла в средние века важное значение в политической, экономической и культурной жизни Азербайджанского народа.

Ключевые слова: Ключевые слова: Мухуртепе,Галаджа,керамика,раскопки,археологический.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Вначале представим информацию о территории и природно-географическом месторасположении района. Территория обозначенная как Имишлинский район в 1930 году именовалась районом Гарадонлу, в 1938 году центр был перенесен в село Имишли. С этого года Имишли став центром получило статус района. Имишлинский район с юго-запада граничит с Ираном, на востоке с Саатлинским районом, на севере с Агджабединским районом, на западе с Бейлаганским районом, на юге с Биласуварским районом. Площадь территории района составляет 1821 км2, а население - 118,6 тыс. человек. Плотность населения достигает на 1 км2- 65 человек [по данным 01.01.2012-года]. В районе имеется один город, один поселок городского типа, 48 сел, центром является город Имишли [1.с.566].

Поскольку значение понятия “Имишли” до сих пор точно не определено, автор в данной статье впервые раскрывает его. Имишли произошло от этнонимов - Имили и Имирли. Имили и Имирли происходили из ветви Авшаров Огузских тюрков. “Имили” было именем племени, которое проживало в основном на территориях Анатолии и Азербайджана. В Анатолии до сих пор сохранились имена местных жителей и родов – Имили. Имя второго сына внука Огузского хана – Даг-хана было “Имил-Имир”. Данное слово является древним тюрским именем, означавшим богатейший из богатых. На данных территориях до сих пор сохранились топонимы относящиеся имиллийцам. Данный факт подтверждают такие исследователи как А.Кясряви, T. Mеликзаде, O.Манн. Этот топоним на территории Азербайджана воплотился в названиях Имишлинского района и села Еймур Агдашского района, а также Лилмилли Гобустана. Этот топоним также встречается в Барде (село Имирли), Эчмиадзинском уезде Иреванской губернии, Зангязуре и Лачине [2.с.120].

  Географические наименования в Грузии, такие как Имера, Имира, Имирасани (Имир Хасанлы) являются различными вариантами этого топонима. Наличие в современной топономии Турции 72-х географических названий носящих имя Имир, доказывает общественно-политическую деятельность данного племени на обширной территории [3.с.79]. В турецком языке, в том числе и в присущей азербайджанскому языку случаям метатезе переход слова Еймур в форму Айрум (Eйрум) естественен. Формы географического названия Еймур – Имер, Имир, Имили также широко распространены. Отчетливо прослеживается ответвления от того же племени проживающих в районе Илуалы в Туркменистане родов Имерели (варианты: Имр, Эмхели, Авмур). Также наблюдается распространение в тюркоязычном ареале антропонима Имир. Имя одного из героев произведения “Коч”(Табор) Мовлуда Сулейманлы – Имир, а произведение в сущности посвящено племени еймур. [4.с.143].

Каждый клочек земли района обладает богатой историей. Исследуя расположенные здесь населенные пункты, наглядно видно, что Имишли древняя тюрская земля. Например, в названии села Бошчалылар, топоним Бошчалы отражает в себе название пустой повозки племени текла. Входящие в племенной союз Огузских тюрок, племя текла поначалу проживало на территории Турции, приняв в 1540 году под руководством предводителя племени Газы-хана, подчинение Севефидского правителя Тахмасиба I поселилось в пределах территории Махмудабада (нынешний Сальянский район). Затем они вошли в состав Шахсеванов. Известный под именем Дон Жуан Орудж бек Баят в своем произведении, среди гызылбашей упонимает имя племени бошчалы (бозчалы).

Названия сел Гарадонлу и Сарыханлы также тюрского происхождения, так Гарадонлу взято от имени племени гарадонлу, одного из гуннских племен, а Сарыхан являлся сыном брата гуннского императора Атиллы. Топоним Сарыханлы в качестве населенного пункта встречается в Джалилабаде (Сарыханлы), в Сабирабаде (Сарыханбейлиi), западном Азербайджане, Ардебиле.  

В период великого переселения народов (IV-VII века) при перемещении гуннов с Центральной Азии в Европу, часть их племен обосновалась на территории Имишлинского района, сыграв основательную роль в образовании и формировании населения. Нахождение в селе Сарыханлы местечка под название Галаджа показывает наличие древней истории данного поселения [5.с.68].

А поселок Бахрамтепе именуется так от названия расположенной поблизости возвышенности Бахрамтепе. Это название связано с именем шаха – Бахрама. Прототип Бахрама сына шаха Уездегира, Сасанидского правителя V века воспроизведен нашим великим поэтом Низами Гянджеви в поэме “Семь Красавиц“. Слово Бахрам используется в “Aвесте” в значении “Бог Победы”. Бахрам в данной местности занимался строительством и созиданием. В Азербайджане зафиксировано множество ойконимов, оронимов связанных с личным именем Бахрам. Согласно историческому документу в XVIII веке в Иреванской провинции в уезде Зарзамин имелось село именовавшееся Бахрама гышлак [6.с.129]. На территории Имишлинского район есть множество поселений относящихся к периодам раннего и среднего средневековья, требующих широкого исследования. Это поселения Мухуртепе (село Нурулу), Гызылтепе, Едди Курган (Гызылкенд), Гаратепе, Гошатепе (село Бяджиреван), местечко Деирман (поселок Бахрамтепе), Галаджа (село Сарыханлы), поселение Бошчалылар (село Бошчалылар), поселение Гоярчин чаласы (село Олджалар) и пр.. Кроме Мухуртепе, на остальных археологических памятниках были проведены наземные разведывательные работы, и обнаружено множество изделий и остатков глиняной посуды, определено, что тут была богатая хозяйственная жизнь. С 2008 года началось широкое изучение поселения Мухуртепе. Первые археологические раскопки на памятнике начались в 2008 году и были получены определенные научные результаты. В научной литературе по поводу происхождения и написания данной ономастической единицы высказаны различные мнения.

Известный топонимист Э.M.Mурзаев в своей книге “Географический словарь народных терминов” связывает этот топоним со словами относящимся к тюркским языкам – “мукир, микир”. Объясняет в значении “пересыхающая, маловодная местность, долина с речкой”, “непроходимая долина среди непреодолимых возвышенностей”, “лощина –тупик” [6.с.382]. Академик Б.Будагов и профессор Г.Гейбуллаев Г., в книге “Топонимы Западного Азербайджана” затрагивают семантику слова и варианты употребления. По их мнению использовались фонетические варианты “мигир, микир, михор” в значение “обрыв”, “пропасть” [2.с.337-338].

В XIX веке в Шушинском уезде деревня Мухир (Агджабединский район), балка Мухур, в Имишлинском районе Мухуртепе, в Тишинском уезде Тифлисской губернии, Мухирганы-Махи, в Зугдидском уезде Кутаисской губернии Мухури, в Сенакском уезде Кутаисской губернии Мухури, топонимы однаковые по значению. В некоторых тюрских языках «микор» в значении "пропасть", "обрыв" [7.с.127]. Это слово также попало в историю и как личное имя. Так одним из четырех наиболее сильных военачальников тюрского правителя Чингис-хана, был Мухури (Субутай, Джебе и Богурчи). Он участвовал во всех военных походах Чингис-хана, обладавший большим автортетом Мухури бывал и на территории Имишли. Он, получив свое это прозвище, будучи отважным, храбрым военачальником [8.с.77].

В топографическом измерении памятник Мухуртепе охватывает территорию в 4 гектара. Общая высота от 10 до 12 метров, по форме напоминает неправильный теругольник. Сверху памятника отчетливо видны следы высохших водяных архов (арыков) отделявших его со всех сторон от прилегающих к нему территорий. На основе проведенного среди местного населения этнографического опроса - высота возвышенности в 60-70-е годы прошлого века была на 7-12 метров выше нынешней. [9.с.4].

В результате проводимых в те годы на территории района ирригационных работ и проведением нового коллектора, имевшаяся здесь растительность была полностью уничтожена. Проложенный коллектор и поныне проходит вблизи памятника.

В ходе сезона полевых работ археологические раскопки памятника начались в северо-западном направлении. Причиной тому, обнаруженные в прошлом году на данной территории остатки крепостной стены. Размеры раскопа 12 x12 м., с охватом территории в 144 кв.м. Учитывая такую обширную территорию проводимых исследовательских работ, вся территория раскопок была условно разделена на три части: 1-я часть раскопа - 40 кв.м. к востоку, вторая часть раскопа площадью 30 кв.м., третья самая обширная часть раскопа охватывала площадь 70 кв.м.. На всех трех участках раскопок был обнаружен слой начальной культуры глубиной 50-60 см. Этот культурный слой в основном состоял из смеси золы толщиной 6-7 см., металлических производственных отходов, находок ручек, горлышек, остовов и прочих частей используемых в быту различных керамических сосудов, обоженного кирпича. Подобные образцы были найдены на территории Бейлагана и Габалы [1.с.26]. Предполагается, что остатки обоженного кирпича, являются частью какого-то слоя стены, в целом, этот культурный слой по своему составу очень перемешен. В западно-восточном направлении территории раскопок после 6 м., на глубине 40 см выявлены остатки стены сооруженной из земляного кирпича [9.с.42]. В результате очистительных работ выявилось построенная из обоженного кирпича с одинаковым размером 29 x 25 x 5 см, с толщиной скрепляющего раствора 3-5 см и фрагментами мякины-самана.

Толщина стены из двух слоев кирпичей указанного размера, длиной 7 м. , высотой 1,20 - 2 м.. В конце стены выявлены остатки другого строения. Остатки этого строения были соружены из обоженного кирпича размером 23,24 x 25 x 5 см. Толщина использованого соединительного раствора между кирпичами не прослеживается. После этой стены длиною 2 м, выявлено остатки другого третьего строения той же толщины из овальных, различных размеров речных камней [10.с.34].

Согласно проведенным исследованиям разница между остатками строений обнаруженных на 2-ом и 3-им участках состоят из трех частей:

Предполагаем что остатки I-го строения, кирпичи страндартного размера позднего средневековья выявленные в слое начальной культуры относятся к какому-то обрушившемуся дому, или же участку стены. Подобные остатки стен встречались во время раскопок в Бейлагане [11.с.87].

 Остатки II –го строения, это стена возведеннная из овальных речных камней. Эти остатки стены могут быть оборонительного укрепления населенного пункта, как сторожевое сооружение.

Остатки III –го сооружения возведенного из обоженного кирпича, состоит из крупных подпорок, имеет фундамент, и относительно в хорошем состоянии с сохранившейся кладкой [12.с.23]. В научной литературе, в основном подобные вышеуказанные единицы из обоженного кирпича относятся к IX-XI векам, и характерны поселениям построенным в восточном стиле. Фундамент этой стены состоит из 8 рядов крупных земляных кирпичей толщиной 50 см, высотой 60 см. Остатки этой стены согласно страфиграфии раскоп, вдвое расширяясь продожается на север.

На указанных культурных слоях выявленных остатков строений обнаружено множестов образцов керамики. На поверхности некоторых из этих керамик в качестве элемента украшения использованы формы различных волнообразных линий. Этот случай напоминает Мингячевирские образцы [13.с.23]. В восточной части строения высотой 70 – 80 см ( обнаружена терраса ), все ее стороны со временем обрушились, заполнены мягкой землей. В этом культурном слое, еще вернее в верхнем слоем 50-60 см – выявлены захоронения в земле. 5 из них размещаются на 3-ем участке раскопа. Расстояние между захоронениями составляет 30-50 см, захоронение длиной 50-70 см с скелетами в положении согнутые чуть ниже колен в юго-западном направлении. Это земляные захоронения. Размеры скелетов дают основания предположить что это детские могилы. Обнаруженные в земле между захоронениями гончарные изделия в основном серого и красного цвета, изготовленные из глины и украшенные методом оттиска. Также тут были обнаружены изготовленные методом литья, предметы украшения серого цвета из глины, или же небольшие очень интересные фигуры носящие функции амулетов. Изготовленные в совершенной форме эти фигурки с фантастическими характерами, соединением двойственных особенностей образов зверей, эти образы состоят из странных соединений образов птицы, и относящихся к классу млекпитающих водоплавающих животных. Фигура с одним туловищем с двумя головами и сложенными усами, поднятыми вверх двумя хвостами, украшена двумя цветами, сером и коричневым, и тем самым подчеркивается соединение двух различных животных [8.с.36].

В том же культурном слое обнаружено часть украшения металлической лопаты изготовленной методом литья. В первом раскопе также было найдено на той же глубине возле обломков крупного кувшина осколки небольшого стеклянной посуды.

Высота флакона изготовленного из тонкого стекла синего, зеленого цвета составляет 4,2 см. Тут также были обнаружены образцы бус изготовленные из различных материалов, применяемые в ткачестве изготовленные из глины орудия труда круглой формы с железными наконечниками. Подобные изделия встречались в поселения Салманбулагы, Серкертепе, Мунджуглутепе, [13.с.68]. Таким образом, из десяти захоронений обнаруженные в этом культурном слое, семь захоронений найдены на третьем участке раскопа, два захоронения на втором участке раскопа, одно захоронение на высокой терасее. На третьем участке раскопа выявлены очаги диаметров от 1 м до 30-35 см. Очаг был выложен кругообразно специально изготовленным обоженным кирпичом из красной глины. Обнаруженные по счету во втором культурном слое образцы гончарного дела, в основном состоят из керамических изделий изготовленных из красной глины. Среди них больше всего преобладет посуда предназначенная для кухни [11.с.83]. Эти керамические изделия относятся к разным периодам. На глубине 1 м этого культурного слоя вновь был обнаружен скелет. Этот скелет тоже был располагался в юго-западном направлении и захоронен головой частью на правом боку. В выявленном на третьем участке раскопа, на правой стороне условно обозначенного нами скелета на специальной глинянном настиле обнаружены кости животного, с правой стороны на той же высоте металлическая конская подкова с тремя маленькими гвоздями. Предполагается, что это скелет принадлежал какому-то воину, и при захоронении его конь и конская подкова была погребена с двух сторон. Таким образом, все исторические факты сведетельствуют о том, что Имишлинский район с древности являлся тюрской землей, и археологические доказательства еще раз это подтверждают. В нашем исследовании, на основе историко-археологических материалов, изучая Имишлинский район, предоставлена обширная информация о имеющихся поселениях, хозяйственной жизни, экономических и культурных связей.

  

Список литературы:

1.        Регионы Азербайджана. Баку, 2012.

2.        Гейбуллаев Г., Будагов Б. Толковый словарь топонимов азербайджанского происхождения в Армении, Б. 1998.

3.        Самедова К. И. Ареал топонимов Западного Азербайджана. Баку, 2008.

4.        Энциклопедический словарь топонимов Азербайджана, в II томах. Баку, 2007. том II,

5.        Мурзаев Э. M. Географический словарь народных терминов. M, 1984.

6.        Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб талхис ал-асар ва аджаиб ал-малик ал-каххар. (Перевод, комментарии З.М. Буниятова). Москва, 1971.

7.        Велиханлы Н.M. Арабский халифат и Азербайджан. Баку, 1993.

8.        Ахмедов Г.M. Оренгала (Краткий историко-археологический очерк). Баку, 1962.

9.        Ахмедов Г.M. Средневековый город Бейлаган. Баку, 1979.

10.   Махмудов M. Арабоязычные поэты и литераторы Азербайджана VII-XII века. Баку, 1983.

11.   Mамедов A. К историко-археологическому исследованию Самухского махала. Баку, 2000.

12.   Саламзаде А.В., Мамедзаде K.M. Памятники вдоль реки Араз. Баку, 1979.

13.   История, археология, этнография и архитектура Сальяна. Баку, 2012.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.