+7 989 669 15 15



Иностранный язык как средство формирования методической компетенции в вузе




Волкова Елена Аркадьевна *
Широкогорова Татьяна Германовна**

доцент ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», Россия, г. Нижний Новгород



Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Волкова Е.А., Широкогорова Т.Г. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.31-34


В настоящее время перспективными являются методы и технологии обучения, стимулирующие креативность и развитие личностных и профессиональных компетенций. К таковым можно отнести информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика и т. д.). Прежде всего, это презентации, неотъемлемой частью которых являются графические изображения. В графиках, диаграммах, таблицах обобщаются данные научного анализа. Использование графических методов обработки информации может с успехом применяться в практике преподавания иностранного языка. При этом студенты обучаются однозначной дефиниции понятий и терминов, овладевают важным для научного исследования и практической работы тезаурусом, учатся сравнивать, противопоставлять, анализировать на иностранном языке, читают и конспектируют первоисточники. Составление диаграмм представляет собой своеобразную ситуационную задачу и позволяет овладеть приёмами, необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности. Данную работу можно представить в качестве проектной, она базируется на последовательном выполнении учебных задач и завершается созданием творческого продукта. Этот процесс может и должен приобретать всё более исследовательский характер, особенно, когда студент ставит перед собой цель выступить с докладом – презентацией на конференции или опубликовать статью. Как правило, студенты понимают значимость этого вида работы, но многим из них кажется, что достаточно беглого взгляда для оценки и интерпретации графических изображений, чтобы адекватно оценить и интерпретировать представленную информацию. Вместе с тем, практика показывает, что обучаемые склонны к весьма поверхностному чтению диаграмм, не могут подходить к этому процессу дифференцированно, не говоря уже о грамотном составлении собственных графических изображений.

Овладение стратегией рецепции наглядной информации необходимо обучать целенаправленно. На первом этапе студенты обучаются методике рецепции и лишь затем самостоятельному составлению различных диаграмм и графиков, переводя цифровые данные в доступные и выразительные графические изображения.

Опираясь на знания, приобретённые в школе, студенты с помощью преподавателя осмысливают и применяют основные положения визуализации, выполняя специальные упражнения. Задача преподавателя вовлечь в этот процесс как можно большее число студентов. На первом этапе преподаватель освещает тему занятия и просит студентов собрать в различных источниках информации таблицы, графики, диаграммы. Это могут быть графические изображения из интернета, газет, журналов, специальной литературы или учебников. Разумеется, преподаватель должен иметь наготове собственную подборку диаграмм, тематика которых должна быть доступной для понимания и вызывать интерес. Студенты учатся описывать графики, сопоставлять, сравнивать их с использованием основных терминов (die Darstellung, die Masseinheiten, die Achse, die Säule, die Kurve, das Parameter usw) и клише (das Thema der Grafik ist…; alle Daten stammen aus…; als Quelle wird… genannt; aus der Statistik ergibt sich…; die Zahl… ist um 10% gestiegen/ gefallen usw).

Из имеющегося фонда преподаватель выбирает различные типы диаграмм для проведения диктанта.

Студенты получают копии чек-листа, содержащего последовательный перечень действий для декодирования графических изображений и обсуждают его в группе:

1.  постановка вопроса, определение темы;

2.  общая информация (название диаграммы, источник, т.е. год и место издания, вид изображения, на кого рассчитана информация);

3.  описание представленной информации (вербальное описание процесса развития; сравнение различных величин; описание минимальных, средних и максимальных значений; распределение колонок; описание кривой);

4.  интерпретация (подведение итогов; использование при анализе собственного предшествующего опыта; проверка достоверности источников);

5.  языковое оформление высказывания (чёткое структурирование высказывания; корректное использование временных форм глагола: презенс – при описании диаграммы; претеритум – при описании процессов развития; футур – при прогнозе на будущее; использование коннекторов и клише).

В данный список могут вноситься дополнения после обсуждения в группе. При выполнении диктанта по диаграмме студенты делятся на две группы. Участники группы (А) получают диаграмму, их задачей является точное описание этого графического изображения. Диктующий видит результаты своей работы, но не может вносить коррективы. В задачу участников группы В входит точное изображение графика под диктовку партнёра, при этом запрещается видеть график и получать дополнительные указания. Единственной опорой при выполнении задания является структурированное, дифференцированное, тщательное описание. Партнёры садятся напротив друг друга и выполняют задание. Затем обе диаграммы сравниваются и выявляется степень сходства. Это упражнение преследует цель показать, что адекватное представление о каком-либо предмете может сформироваться только тогда, когда увиденное было чётко и дифференцированно озвучено. Перед началом диктанта преподаватель должен снабдить всех участников списком необходимой лексики и убедиться, что все студенты знают, что они должны делать.

Чтобы оценить результаты проделанной работы дискутируются следующие вопросы:

•    степень вклада в результат работы обоих партнёров (диктовка – изображение);

•    проблемы, появляющиеся при технической работе (изображение диаграммы);

•    сложность восприятия специальных терминов;

•    выводы.

Следует отметить, что для диктанта можно использовать и другие изображения (фотографии и рисунки), чтобы научиться ясно, однозначно и логично формулировать свои мысли при описании объектов.

Следующим этапом работы является перевод данных текста по заданной теме в графическое изображение с опорой на чек-лист. При этом необходимо чётко сформулировать тему вопроса; отобрать необходимый материал; минимизировать нерелевантную информацию, дополнить и актуализировать востребованные данные; определить подходящий тип графического изображения; составить эскиз, а затем и окончательный вариант с учётом всех необходимых параметров; выбрать соответствующий шрифт и цвет; убедиться, что диаграмма однозначно и наглядно представляет результат выполненной работы.

Графическое изображение материала возможно лишь на основе вдумчивого анализа содержания текста. Когда перед студентами стоит цель создать инновационный продукт в виде диаграммы, которая может быть использована в исследовательской работе или во время презентации, они глубже понимают значимость и необходимость заданий, направленных на извлечение из текста нужной информации, выделение ключевой мысли, перефразировку, редукцию и обобщение. Необходимая специальная лексика и клише должны тренироваться в условно-речевых, речевых упражнениях, проблемных ситуациях, ситуациях, имитирующих профессиональное общение с обязательным обсуждением результатов. В группе можно поставить вопрос о том, какие преимущества получает презентация (лекция, практическое занятие, доклад) за счёт демонстрации графических изображений. Вывод записывается на доске.

Графические маркеры:

•    привлекают внимание слушателей, вызывая интерес;

•    оживляют занятие, вносят разнообразие;

•    дают возможность представить материал в концентрированном виде, уменьшая поток речи;

•    позволяют воспринимать информацию во взаимосвязи, обозначая смысловые акценты, способствуя лучшему осмыслению материала;

•    подключают к восприятию другие органы чувств, облегчая сохранение в памяти.

Кроме того, слушатели могут увереннее участвовать в последующем обсуждении, опираясь на демонстрируемые изображения.

От преподавателя данный аспект работы требует значительной подготовки, предполагающей тщательный отбор дидактического материала, и его рациональное включение в учебный процесс с учётом уровня подготовки иностранным языком обучаемых. Этот метод предоставляет преподавателю большие возможности для повышения мотивации обучаемых и обладает развивающим эффектом, стимулирует креативность студентов, даёт возможность овладеть предметом на более высоком уровне, поскольку знания, усвоенные активно, глубже запоминаются и легче актуализируются. В связи с уменьшением количества часов, выделяемых на изучение иностранного языка, преподаватели не всегда могут уделить достаточное внимание развитию личностных и методических компетенций студентов непосредственно на занятии. Однако умение читать, составлять и использовать диаграммы в исследовательской работе и в процессе презентации можно с успехом развивать и в рамках дисциплины по выбору, в группах аспирантов и ординаторов. Задачей преподавателя является использовать этот интересный метод в качестве рабочего инструмента и регулярно включать в практику преподавания, подготавливая студентов к вступлению в профессиональную жизнь.

 

 

Список литературы:

1.   A. Heuermann, M. Krützkamp. Selbst,-Methoden- undSozialkompetenz. Bausteine für die Sekundarstufe II, Cornelsen Verlag Seriptor, Berlin, 2003, 224

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»