Основные методические инновации в экологическом образовании связаны с применением интерактивных методов обучения.Суть интерактивного обучения отражена в китайской притче: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов [1].
К интерактивным методам формирования экологических компетенций обучающихся относятся: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов, семинары и такие развивающие приемы как «Синквейн», «Перцепция», «Пятиминутное Эссе», «Пометки на полях», «Кластер», «Ключевые термины», «Перепутанные логические цепочки», и др. [2].
Из всех вышеперечисленных развивающих приемов наиболее информативным и наглядным является кластер - это наглядный мозговой штурм, т.е. графическая организация материала, позволяющая сделать наглядными мыслительные процессы, происходящие при погружении в тему.
При применении данного приема следует соблюдать последовательность действий:
1. Посередине чистого листа (классной доски) помещают «сердце» идеи (ключевая идея или мысль).
2. Вокруг «накидывают» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, фотографии, подходящие для данной темы (модель темы и ее спутники).
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевыми понятиями.
4. У каждого из спутников в свою очередь появляется новые логические связи.
При использовании данного приема рекомендуется не допускать хаотичного нагромождения понятий (рис. 1).
Рис. 1. Пример построения кластера по теме «Проблемы окружающей среды».
А так же при формировании экологических компетенций обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин можно применять электронные интерактивные карты; онлайн ресурсы для практических занятий; программы УМК «Живая География 2.0»; различные определители природных объектов предназначенные для мобильных устройств на платформе Android; игры «Шум в городе», «Морские обитатели», «Интересное о деревьях», «Развитие без разрушения» и др. материалы которые находятся в свободном доступе.
Интерактивные методы и формы формирования экологических компетенций обучающихся заключается в том, что и методы работы и приемы могут создаваться прямо на уроке, обучающиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия, Все вышеперечисленные формы и методы делает технологию развивающего обучения многофункциональной.
Список литературы:
1. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей /Т.А. Мясоед. - М., 2004.
2. Цепочки жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. – М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.