Интернет-активность студентов юридического колледжа как форма проявления субъектности




Маеркина Елена Петровна

аспирант
кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургский государственный университет
РФ, г. Оренбург


Аннотация: В статье рассматривается интернет-активность студентов как форма про-явления субъектности; обосновывается корреляция между профессиональной/учебной заинтересованностью учащихся и интернет-активностью в профессиональных сообществах в социальных сетях; анализируются данные исследования, отражающего некоторые вопросы субъектности студентов юридического колледжа в социальных сетях и блогах.

Ключевые слова: субъектность, колледж, социальные сети, Туринский процесс, среднее профессиональное образование, профессиональное образование и обучение.




Библиографическое описание: 


Любой плод информационных технологий можно использовать в качестве подспорья для активизации учащегося в образовательном процессе и внесения разнообразия в этот самый процесс. Времена, когда мы могли поспорить с этим объективным фактом, стремительно уходят в прошлое. Повсеместное распространение сети Интернет затронуло все сферы человеческого бытия, сфера образования также не явилась исключением - всевозможные обучающие сайты, мобильные приложения, органайзеры и планировщики пытаются облегчить нашу жизнь и усовершенствовать образовательный процесс. Однако всегда ли эти задачи совпадают с интересами пользователей - обучающих и обучаемых? Проблематика внедрения инновационных технологий, в том числе и продуктов, связанных с сетью Интернет, интернет-технологий, в образовательный процесс, является довольно популярной темой среди исследователей (Агапонов С.В., Андреев А.А., Астафьева Н.Г., Бухаркина М.Ю., Воевода Е.В., Воронов М.В., Моисеева М.В., Полат Е.С., Рольф Х.Г., Солдаткин В.И., Толкачев В.А. и др.), также как и тема субъектности (Гребенникова Е.В., Кирьякова А.В., Ларионова И.А., Ольховая Т.А., Сластенин В.А., Тимофеева Л.Н. и др.). Обоснование субъектности как фактора и ресурса профессионального развития, на наш взгляд, максимально структурировано в работах Ольховой Т.А., Саблиной Т.А., Хабаровой Т.С. [5, 7].

Под субъектностью в педагогике принято понимать способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Данная дефиниция выступает как обозначение социально ценного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия. Субъектность студента в контексте рассматриваемого нами вопроса идет рука об руку с профессиональными компетенциями; самоотождествление студента с представителем своей специальности, частью профессионального сообщества влечет за собой ряд процессов, направленных на профессиональное образование и обучение.

Исследовательский холдинг «Ромир» опросил граждан России, сколько времени в день они проводят в социальных сетях. Опрос проводился в апреле 2015 года, в нём приняли участие одна тысяча респондентов в возрасте от 18 до 50 лет из восьми федеральных округов России. Среднее значение составило 143 минуты в день. Согласно данным исследования количество пользователей социальных сетей в «молодёжной аудитории» составляет 98%. Это не просто внушительное количество, это показатель недопустимости игнорирования такого инструмента как «социальные сети» применительно к образовательной сфере.

В ходе проведенного анонимного опроса среди учащихся Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Оренбургский экономико-юридический колледж» (197 человек, 1 - 3 курсы) результаты исследования холдинга «Ромир» были подтверждены, также данное исследование было дополнено еще тремя вопросами. Инфографика ответов учащихся на данные вопросы приведена ниже, проценты округлены до десятых.

 

 

 

Рис. 1. Диаграмма поиска дополнительных источников информации

по будущей профессиональной деятельности.

 

Следующий вопрос был посвящен социальным сетям и блогам, а именно ракурсам использования указанных инструментов в сфере юриспруденции. Более 30% респондентов нуждались в позиционировании себя в качестве будущего юриста для повышения самооценки, статусности в глазах сверстников. Немногим меньше искали признания себя в качестве будущего профессионала среди практикующих юристов, вступая в соответствующие группы, сообщества. Остальные 17,6% и 16,3% соответственно искали контент по учебным дисциплинам и практической составляющей юридической сферы.

 

 

 

Рис 2. Цели использования социальных сетей для будущей профессиональной деятельности.

 

Последний вопрос касался цели получения среднего профессионального образования по выбранной специальности. Так, существенное количество студентов (36,5%) учатся для получения образования, при этом фактор специализации значения не имеет.

 

 

Рис. 3. Цели получения среднего профессионального образования.

 

Наиболее интересным нам показался тот факт, что студенты, использующие социальные сети и блоги для получения информации, связанной с будущей профессией и налаживания контактов с профессиональным сообществом, ищущие на просторах интернета юридический контент, собираются работать по специальности или продолжить свое образование в вузе. Верно также и обратное утверждение - студенты, которые учатся только для получения диплома или по настоянию родителей, интернет и социальные сети в частности в качестве источника информации по учебным дисциплинам/профессиональной деятельности и т.д. не рассматривают.

Таким образом, выявлена корреляция между профессиональной/учебной заинтересованностью учащихся и интернет-активностью в профессиональных сообществах в социальных сетях, веб-серфинге научных и профессиональных сайтов. Данный факт не стоит оставлять без внимания, поскольку формирование профессиональных компетенций будущего юриста является одной из ведущих целей профессионального образования и обучения.

Обозначенная в рамках Туринского процесса проблема соответствия навыков и компетенций, предлагаемых системой среднего профессионального образования, навыкам и компетенциям, необходимым для экономики и рынка труда, нуждается в решении. И одной из составляющих ее решения является грамотный мониторинг и эффективное взаимодействие студента, преподавателя и профессионального сообщества. Решение этих задач представляется нам возможным с помощью активного использования таких инструментов, как социальные сети и блоги.

 

Список литературы:

1. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Аксиологический инструментарий развития инновационной образовательной практики современного университета // Инновации в науке. 2012. №9 С.62-73.

2. Кирьякова А.В., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Развитие субъектности студента в аксиосфере университета // Высшее образование в России. 2013. №12 С.119-123.

3. Ларионова И.А. Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста // Педагогическое образование в России. 2013. №2 С.14-17.

4. Ольховая Т.А. Аксиологический аспект проблемы становления субъектности студентов университета // Научные исследования в образовании. 2007. №2 С.142-146.

5. Ольховая Т.А. Развитие субъектности как ориентир профессиональной подготовки будущих врачей/ Т.А.Ольховая, Т.С. Хабарова // European Social Science Journal. 2014. № 8-1 (47). С. 139-143.

6. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: монография / Т.А. Ольховая; науч. ред. А.В. Кирьякова. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2006. - 186 с.

7. Ольховая Т.А. Ценностное самоопределение будущих журналистовв профессиональной культуре / Т.А. Ольховая, Т.А. Саблина // Высшее образование сегодня. 2013. № 1. С. 67-70.

8. Ольховая Т.А. Ценностно-синергетический подход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета // Вестник ОГУ. 2011. №2 (121) С.268-273.

9. Чупрова Л. В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №7 С.110-112.

10. Туринский процесс 2016-2017 http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/ 03/Ruk_po-podgotovke-doklada_2016.pdf - дата обращения 12.07.2016 г.

11. Исследовательский холдинг «Ромир» http://romir.ru/studies/670_ 1432155600/ - дата обращения 19.09.2015 г.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»