+7 989 669 15 15



ИСКУССТВО МЕНЕДЖМЕНТА, КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА




*Ежова Валерия Олеговна, **Латков Андрей Владимирович

*СГСЭ, студенка,ФЭМ,2 курс, г. Саратов **профессор кафедры экономической теории, доктор экономических наук, г. Саратов

В статье рассмотрены различные аспекты формирования человеческого и интеллектуального капитала. Выявлено, что искусство менеджмента - это инструмент, который позволяет развивать человеческий капитал, и умение пользоваться таким инструментом отличает каждого эффективного менеджера.

Ключевые слова: Ключевые слова: знания,искусство менеджмента,интеллектуальный капитал,человеческий капитал,современное управление.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Наука и искусство неразрывно связаны друг с другом. Искусство управления считается одним из высших разделов теории управления, который занимает особое место среди достижений мировой управленческой мысли.

Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала.

Какие факторы формируют искусство управления - природный дар, приобретенные способности, комплекс знаний, полученных из литературных источников или специальное образование? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Так как каждый руководитель, имеющий успешный опыт управления выскажет свою личную точку зрения. Понятно одно - проблема определения искусства управления весьма сложна и актуальна.

Менеджмент можно назвать «свободным искусством», так как профессиональный менеджер должен уметь применять нестандартные способы решения проблемы, быть «гибким» и творческим человеком, а творчество невозможно без свободы.

Творческие поиски оптимального, нестандартного решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков, таких как Г. Кунц, С. О'Доннел и др., категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством. Они утверждают, что «...процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации. Управление — это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу» [1,с.78]. Но всякое искусство использует лежащее в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата.

Качества деятельности, характеризующие искусство управления, проявляются, формируются и оттачиваются постепенно и последовательно. Никто не знает, что ему дает природа, но каждый знает, что и благодаря чему ему удалось развить в себе. Искусство управления - это индивидуальный состав следующих качеств менеджера: образование, опыт и индивидуальность.

Трудно и невозможно отрицать, что помимо навыков, знаний и опыта большую роль в управлении играет личностный потенциал. Некоторым людям дано от природы мыслить нестандартно, а некоторым нужно приложить много усилий, чтобы добиться желаемого результата. [2,с 44]

Важной для менеджмента проблемой выступает проблема построения научно-концептуального управления, опирающегося на специальную подготовку, знания, проблема профессионализации управления и сопряженная с нею проблема искусства управления. Трудно и невозможно отрицать, что помимо навыков, знаний и опыта большую роль в управлении играет искусство менеджмента, которое проявляется в развитии способностей определенного типа, способностей коммуникаций, включения интуиции, творческого подхода к решению проблем и т.д. Как формируется искусство управления, от чего зависит его реальное проявление в практике управления, как оно сочетается с необходимостью научно-концептуального подхода к управлению и с необходимостью профессиональной подготовки? Это круг проблем и вопросов, отражающих проблематику этого класса.

Менеджмент как искусство основывается на учете особенностей организационной системы, а также специфики каждой человеческой личности, группы людей, составляющих эту организацию. Любая организационная система - это сложная, как правило, открытая система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов и вероятностной внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей, оперативно и эффективно принять нужное решение, взять на себя ответственность за это решение и его реализовать. Именно в последнем заключаются проблемы менеджмента как искусства.

На мой взгляд система факторов, обеспечивающих развитие искусства менеджмента, должна включать в себя:

-      теоретические знания, полученные менеджером как в ходе профильного обучения, так и в ходе непрерывного самообразования,

-      практические навыки и полученные в результате практики управленческой деятельности профессиональные компетенции

-      личные качества, куда можно отнести не только психологические черты личности, но и здоровье,

-      нравственные и этические качества, ценности и уровень культурного развития менеджера.

Таким образом, следует различать требования к личностным и нравственным качествам руководителя, которые создают личностные предпосылки овладения профессией, и требования к его профессиональным качествам, т.е. к уровню освоения навыков и технологий управления людьми, процессами, ситуацией, ресурсами капитала, времени, труда, которые базируются на теоретических знаниях менеджера.

Сегодня многие понимают, что часто не хватает не просто человеческих ресурсов, не хватает человеческого капитала, т.е. таких специалистов, которые были бы способны к высокоэффективному труду и заинтересованы в творческой отдаче. Из идеи человеческого капитала вырастает и идея социального партнерства. Человеческие ресурсы можно рассматривать как фактор затрат, но человеческий капитал - это потенциал и гарантия успеха.

В работе с персоналом управления находит свое реальное выражение искусство менеджмента, а высшей формой его проявления является формирование человеческого капитала. [3,с 87]

Человеческий капитал - это не просто название работников, это их качество, отражающее как индивидуальные способности, так и условия их проявления и развития.

Управление должно быть направлено не только на потребление квалификации и способностей человека, но и на их развитие, гармоничное проявление. В этом случае персонал становится капиталом.

Управление человеческим капиталом предполагает индивидуальный подход к работникам, использование индивидуальных свойств личности (особенностей психики, характера, способностей и т.п.) в целях регулирования отношений между людьми в организации. И в то же время искусство менеджмента позволяет не только эффективно использовать человеческий капитала, но и развивать его.

Потребность вложений в человеческий капитал должна осознаваться уровнем управления, и искусство менеджмента напрямую влияет на необходимость повышения творческой активности, интеллекта и образовательного уровня непосредственного исполнителя.

 

Список литературы:

1.      Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. - 4-е изд.- М.: Альпина Паблишерз, 2011 - с. 231

2.      Друкер, Питер Ф. Энциклопедия менеджмента.: Пер.с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.

3. Тидор С.Н., Лаптев А.А. Механизм управления и мышления руководителя \\ Менеджмент в России и за рубежом. - №3, 2006. С. 3-13.

4.      Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»