Использование духовного потенциала литературы в воспитательной работе педагога




Кирмач Галина Анатольевна

Луганский Национальный университет им. Т.Г. Шевченко
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики




Ключевые слова: литература, духовность, нравственность, воспитательный потенциал, духовный мир, эмоции.




Библиографическое описание: 


Литература является в наше время ареной острой духовной борьбы. Ведь от того, что читают и смотрят люди рубежа XX и XXI веков и как интерпретируются классические и современные произведения во многом зависит духовно-нравственное состояние общества в целом и отдельного человека в частности.

Обилие разнородной информации, повышенная значимость времени, трансформация системы образования и повышение требований к уровню квалификации, интенсивное развитие медиакультуры – это и многое другое в совокупности приводит к изменению мотивов чтения, что сказывается на духовной сфере личности. Подрастающее поколение характеризуется тем, что прежние идеалы разрушены, нравственные ориентиры размыты. Угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека. Данные различных опросов уже свидетельствуют о том, что современные молодые люди просто не понимают значения слов «духовность», «нравственность», «мораль», «совесть», «жалость», «милосердие», на которых базируется русское литературное сознание. Все это свидетельствует о том, что молодёжь живёт в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни» Ф.Тютчев).

Художественная литература – один из главных факторов в формировании ценностных ориентаций и мировоззрения школьников. Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и другие гиганты нашей отечественной словесности, произведения которых несут в себе эстетику языка, культуру эмоций и чувств, многообразие способов выражения переживаний и построены на этических принципах и рефлексивных началах, должны стать обязательными собеседниками наших детей. Диалог с великими писателями и поэтами становится необходимостью для внутреннего мира человека, так как литература сосредотачивает внимание прежде всего на человеке, его общественной и духовной жизни, ставит и решает кардинальные вопросы бытия: что есть добро и зло, в чем смысл жизни, что делает человека счастливым. Связь литературы с жизнью заключается не в морализированности и сведении многомерного искусства к плоским назиданиям, а в способности видеть через литературное произведение серьезные проблемы жизни человека, общества, мира, думать о них, откликаться на них. Воспитательный потенциал литературы необходимо использовать в самые ранние годы становления личности ребёнка, что поможет ему лучше ориентироваться и строить отношения с другими людьми, овладеть способами личностного взаимодействия и взаимовлияния на основе духовных законов и будет выступать стимулом к активной духовной деятельности, к саморазвитию.

Духовная поэзия в высшей степени отражает основную черту русской культуры и русского просвещения – «нравственность внутреннего состояния мыслящего духа» (И.В.Киреевский). Лирика обладает способностью нести собственно духовное содержание. «В поэтическом творчестве и поэтическом вдохновении скрывается глубокий сакраментальный смысл, подлинное ощущение духовной связи поэта с иным, потусторонним миром» [1; c.118].

Педагоги и психологи указывают на то, что литературное искусство является фактором духовно-нравственного становления личности (Е. В. Бондаревская, Л. C. Выготский, Т. П. Гаврилова, Е. И. Колокольцев, C. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. С. Ушаков, К. Д. Ушинский и др.). Философы рассматривают литературное искусство как средство «раскрытия истины в чувственной форме», признавая художественное произведение моделью мира автора с его духовным видением (Сократ, Платон, Гегель, Н. Г. Чернышевский, В. Соловьев, И. А. Ильин, М. М. Бахтин).

Литература остается стержневой учебной дисциплиной в школе, которая призвана заниматься целенаправленным и последовательным развитием духовно-нравственного потенциала мира обучающихся. Только в курсе литературы «лепка» души человека осуществляется через приобщение к духовным ценностям, которые оформились по законам красоты, отчего освоение мира сквозь призму искусства обретает глубоко личностный, «осердеченный» характер. И в связи с этим важно, чтобы литературное произведение эмоционально воздействовало на духовный мир развивающейся личности. Чувствования наилучшим образом характеризуют нас и в наибольшей степени влияют на наше психологическое состояние, настрой и возможное поведение.

Н.А. Рубакин в своей монографии «Психология читателя и книги» размышляет о роли эмоций: «эмоциями определяются также интеллектуальные процессы, как внимание и воображение, запоминание, воспоминание, интерес, а также волевые, как стремления, желания, хотения. Идеи, миросозерцания неизбежно меняются, если изменить эмоции» [2; с.95].

Человеку сегодня трудно. Жизнь беспощадна во многих проявлениях. Классическая литература обладает огромным ресурсом для современного человека. Она может быть для него как источником вдохновения, так и материалом, который увлечёт его не только судьбами литературных героев, но и самим собой, своей собственной душой.

 

Список литературы:

1. Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви //А.С.Пушкин: путь к Православию. Изд. второе, испр.и доп.– М.: Изд-во «Отчий дом», 1999. – С.114-182.

2. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. – М.: Изд-во «Книга», 1977. –264 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»