+7 989 669 15 15



Использование игровых технологий на занятиях по экономическим дис-циплинам с целью развития мотивации обучающихся




Несмеянова Татьяна Сергеевна

преподаватель «Приднестровский Промышленно-экономический техникум», Молдова (Приднестровье) г. Тирасполь

Аннотация: Принцип активности обучаемого в образовательном процессе является одним из ведущих в дидактике. Активность является результатом применяемой педагогической технологии. Выбор той или другой технологии обучения обусловливаться спецификой со-держания учебного предмета и способом его конструирования.

Ключевые слова: активность, игровые технологии, саморазвитие, познавательные активность, деловые игры.




Библиографическое описание: 


Современной образовательной школе необходимо такая организация собственной деятельности, которая смогла бы обеспечить формирование личных способностей студентов, направленных на воспитание творчески мобильного студента с инициативным подходом к восприятию учебной дисциплины. В настоящее время от будущего специалиста ждут проявления качеств личности творческой, активно действующей и легко приспосабливающейся к меняющимся условиям хозяйствования, овладевшего высокими уровнями производственной деятельности, вносящего свой персональный созидательный вклад в профессию. В связи с этим, все в большей степени растет роль практических знаний в профессиональной подготовке экономических кадров. Одним из вариантов проведения практических занятий является применение игровых технологий на уроках спецдисциплин.

Использование игровых технологий, как элемента образовательных технологий обучения, позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету, развивать самостоятельность студентов; обогащать социальный опыт обучаемых путем переживания жизненных ситуаций, комфортно чувствовать себя на занятиях, проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

Игровые технологии являются одной из активных форм обучения, которая позволяет сделать увлекательным и интересным изучение любой даже сложной темы. Привлекательность «условного мира» игры делает эмоционально окрашенной однообразную деятельность по запоминанию, усвоению или закреплению знаний, а экспансивность игрового действия активизирует все психические процессы восприятия. Игра также способствует использованию знаний в спроектированной ситуации, то есть изучаемый студентами материал проходит через своеобразную практику, вносит обилие и энтузиазм в учебный процесс.

В ходе преподавания спецдисциплины «Бухгалтерский учет» практикуется проведение деловых игр, которые могут проводиться как по данной дисциплине, так и с участием межпредметных связей с другими дисциплинам, входящими в блок профессиональных. В ходе урока имитируются реальные условия деятельности предприятий, отрабатываются конкретные специфические операции по организации бухгалтерского учета на исследуемом предприятии, моделируется соответствующий рабочий процесс. Деловые игры проводятся с целью формирования профессиональных компетенций в условиях копирования реальных условий, при отработке конкретных специфических операций, моделировании отдельных производственных ситуаций. Например, деловая игра «Бухгалтерский учёт в коммерческой организации» проводится в рамках дисциплины «Бухгалтерский учёт».

Бухгалтеры - третьекурсники создают коммерческую организацию, название и вид деятельности которой они определяют самостоятельно. Из числа студентов формируется полноценная бухгалтерская служба, состоящая из главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, кассира, бухгалтеров производственного отдела, отдела труда и заработной платы, отдела продаж и отдела закупок. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю созданной организации.

 В ходе деловой игры каждый студент выполняет работу, аналогичную той, которой занимаются на практике бухгалтерские службы. «Бухгалтеры» разрабатывают учётную политику, ведут бухгалтерский и управленческий учёт коммерческой организации, рассчитывают налоги, составляют бухгалтерскую отчётность и налоговые декларации, обсуждают спорные ситуации в работе «бухгалтерской службы».

В своей работе бухгалтеры используют первичные документы (счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты и др.), учётные регистры (ведомости, книги, журналы-ордера), формы бухгалтерской отчётности.

 Всю подготовленную бухгалтерскую документацию в ходе данной деловой игры студенты, используют на практическом занятии по аудиту, на котором тоже в форме деловой игры создают аудиторскую фирму и формируют бригаду аудиторов. «Аудиторы» планируют аудиторскую проверку финансовой (бухгалтерской) отчётности, собирают аудиторские оказательства, формируют мнение о достоверности финансовой отчетности коммерческого предприятия и оформляют аудиторское заключение о финансовой отчетности.

Также на завершающем этапе своего обучения в техникуме студенты организуют и самостоятельно готовят комбинированное занятие, в котором преподаватель выступает в роли тьютерра. Основная цель такого занятия – подготовка к сдаче итогового государственного междисциплинарного экзамена. Интегрированное занятие проводится в форме деловой игры, в которой студенты, объединенные в рабочие группы, выполняют конкретные профессиональные виды деятельности, моделируя производственные ситуации, проявляя творческую и профессиональную ответственность за конечный результат своей группы. Таким образом, студенты имеют возможность, применяя на практике усвоенные теоретические знания и практические умения, «погрузиться» в будущую профессиональную деятельность. Содержание деловой игры носит интегральный междисциплинарный характер, что требует от участников игры комплексного применения знаний, усвоенных при изучении специальных экономических дисциплин.

 Таким образом, деловая игра, поставив студента в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица, заставляет его мыслить конкретно и предметно, с ясно осознаваемой целью достичь реально ощутимого результата. Это обстоятельство обостряет внимание обучаемого, делает мышление целеустремленным, а значит, способствует лучшему усвоению дисциплин профессионального модуля.

Использование современных образовательных технологий на уроках спецдисциплин экономического блока, позволяют сформировать навыки самостоятельного поиска учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, активно воспроизводить ранее полученные знания в незнакомых условиях при решении нестандартных ситуационных задач, активизировать познавательную деятельность студентов на уроках спецдисциплин, привить любовь к будущей специальности.

 

Список литературы:

  1.    Акмеология / А.А. Деркач .– М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
  2.   Кайдаш, Е.Г. Развитие познавательного интереса в учебном процессе / Е.Г. Кайдаш // Начальная школа.- 1993.- №12. - С. 22-25.
  3.   Недкова, А.А. Развитие познавательной активности студентов в колледже по туризму / А.А. Недкова // ФӘН-Наука.- № 10. -2012. - С.47-49.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»