Использование интерактивных технологий обучения при подготовке мастеров сельскохозяйственного производства




Камуз Валентина Владимировна

к.п.н., доцент
ФГБОУ ВО «Самарская ГСХА», г. Самара


Аннотация: автор предлагает методику изучения темы «Газораспределительный механизм». Дано обоснование выбора метода проектов и проблемной лекции при изучении данного материала подробно описаны лекционное и практическое занятие, доказана целесообразность применения выбранных организационных форм и учебных средств при их проведении.

Ключевые слова: интерактивное обучение, проблемная лекция, метод проектов, модерация.




Библиографическое описание: Камуз В.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАСТЕРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 67-71


В ходе модернизации системы среднего профессионального образования большое внимание уделяется вопросам подготовки кадров для сельскохозяйственного сектора страны. В своем выступлении 24 августа 2016 года Д.А. Медведев призвал при подготовке специалистов среднего звена ориентироваться на позицию работодателя. Он отметил, что профессиональные требования к рабочим профессиям растут практически каждый день. «Не так сложно закупить современное оборудование при наличии финансирования – гораздо труднее найти людей, которые умеют на этом оборудовании работать и хотят работать. Нам необходимо разработать собственные образовательные стандарты и на их основе перестроить систему среднего профессионального образования. Нельзя просто выпускать специалистов в никуда, они должны быть востребованы рынком. Поэтому здесь в полной мере необходимо ориентироваться на позицию работодателя», – сказал Председатель Правительства Российской Федерации.

Очевидно, что Министерство образования РФ считает необходимой модернизацию всей системы подготовки кадров. Это касается развития учебных программ, оснащения учебных заведений страны.

Преподавательские составы сельскохозяйственных учреждений также осознают необходимость обновления подхода к процессу обучения. Так, Сычева Г. В., доцент кафедры «Педагогика, философия и история» Самарской ГСХА в статье «Учет специфики сельскохозяйственного труда в процессе реализации компетентностного подхода в аграрном вузе» указывает, что в аграрном образовании очень важно организовать процесс формирования личностных качеств выпускника, адекватных требованиям специфического сельскохозяйственного труда. Без понимания этих особенностей выпускник вуза будет сталкиваться с трудностям и может оказаться несостоятельным в выбранной им профессии [2, 98].

Необходимо выяснить, какие качества выпускников востребованы работодателями. В опросе, проведенном Мальцевой О.Г., приняли участие около сорока представителей сельскохозяйственных предприятий Самарской, Саратовской и Ульяновской областей. Одним из недостатков было отмечено отсутствие способности самостоятельно решать возникающие проблемы в профессиональной деятельности у молодых специалистов [1, 74].

В связи с этим перед преподавательскими составами встала задача так оптимизировать и организовать учебный процесс, чтобы студенты на выходе из образовательного учреждения обладали всеми необходимыми компетенциями на высоком уровне. Именно поэтому на первый план выдвигаются современные методы обучения, подразумевающие совместную деятельность преподавателя и обучающихся, показавшие свою эффективность в педагогической практике.

В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Богатовское профессиональное училище» по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих готовят мастеров сельскохозяйственного производства (код 35.01.11) с присвоением следующих квалификаций по завершении образования: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (кат. С, Е, D, F); слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 4 разряда. В настоящий период времени данные профессии пользуются спросом на рынке труда, их востребованность растет из года в год. В связи с этим в процессе подготовки будущих мастеров сельскохозяйственного производства необходимо создавать такие условия, в которых преподаватель управлял бы не личностью, а процессом ее развития.

Цель данной статьи показать эффективность использования таких интерактивных технологий как проблемное обучение и метод проектов на примере изучения темы «Газораспределительный механизм» и темы «Разборка и сборка наиболее сложных рабочих органов и механизмов газораспределительного механизма двигателя».

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Какое значение имеет “открытие” студентами давно известных истин? Зачем студенту выступать в роли первооткрывателя? Как показали исследования, основное значение здесь имеет не только нахождение результата, факт субъективного “открытия” истины, но и сам процесс ее поисков.

Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить студентов мыслить логично, научно, диалектически, творчески и способствует переходу знаний в убеждения, вызывая у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах. Данная технология формирует интерес к научному знанию. Установлено, что самостоятельно “открытые” истины, закономерности сохраняются в памяти длительное время, а в случае забывания их быстрее можно восстановить.

Постоянная постановка перед студентами проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что студент не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.

Метод проектов – это поисковые, исследовательские расчётные, графические и другиее виды работ, выполняемые студентами самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения проблемы. Основа метода проекта – его направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени, и предполагает презентацию результатов.

С использованием технологий проблемного и проектного обучения были разработаны практическое («Разборка и сборка наиболее сложных рабочих органов и механизмов газораспределительного механизма двигателя») и лекционное («Газораспределительный механизм») занятия В ГБПОУ Самарской области «Богатовское профессиональное училище».

При разработке занятий был проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования с учетом содержания и уровня подготовки выпускников по профессии мастер сельскохозяйственного производства. В результате анализа были выделены компетенции, которые должны формироваться в процессе проведенных учебных занятий. Была изучена программа профессионального модуля «Выполнение механизированных работ в растениеводстве», определена его роль в процессе подготовки мастеров сельскохозяйственного производства.

Целью теоретического занятия являлись активизация имеющихся знаний по теме, формирование новых знаний о принципах действия, устройстве газораспределительного механизма двигателей. В то же время необходимо было воспитывать у студентов интерес к изучению материала, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности и развивать техническое мышление, умение концентрировать внимание на узловых вопросах, способность к анализу и синтезу.

Важным моментом данной лекции стала активизация внимания обучающихся при помощи проблемных вопросов, то есть таких вопросов, которые заставляют размышлять, вспоминать изученный ранее материал.

Студентам были предложены вопросы, которые вызвали интерес, способствовали концентрации внимания во время лекции. Например: «Какие причины вызывают стуки в газораспределительном механизме?»; «По какой причине может произойти снижение компрессии в цилиндре (цилиндрах), периодические «выстрелы» (хлопки) во впускном или выпускном трубопроводе, снижение мощности и экономичности работы двигателя?»

Чрезвычайно важным моментом при проведении проблемной лекции можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении данного механизма. Без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. Проблемная лекция по сравнению с традиционной является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности.

При разработке практического занятия ориентировались на углубление знаний об устройстве и работе газораспределительного механизма двигателя, на овладение техническим языком, на закрепление умений студентов работать с дополнительной литературой, на стимулирование познавательной активности и профессионального интереса. Была определена и воспитательная цель – бережное и разумное отношение к окружающей среде. Развивающая цель занятия заключалась в развитии умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить алгоритм, а также способностей работать в группе.

Эти цели достигались при помощи технологии проектного обучения, в частности, использовался метод мини-проектов.

В структуре занятия выделялись следующие этапы: организационный момент; актуализация имеющихся знаний (опрос); работа студентов над проектом (практическое задание для мини-групп); доклады студентов; выводы по докладам (дискуссия); контроль знаний (тестирование).

Для успешного проведения занятия необходимо было методическое обеспечение практического занятия (газораспределительные механизмы двигателей, предназначенные для учебных целей), рабочая тетрадь.

На этапе планирования преподаватель тщательно проанализировал, что необходимо знать студенту по данной теме для успешного выполнения профессиональных обязанностей в будущем (назначение газораспределительного механизма двигателя; различные виды газораспределительных механизмов двигателя; регулировки газораспределительного механизма и необходимость их проведения; преимущества и недостатки различных газораспределительных механизмов двигателей).

После изучения темы студент совершенствует умения анализировать информацию и делать выводы; объяснить назначение, устройство и принцип работы механизмов; вести рабочую тетрадь (отвечать на вопросы, заполнять таблицы, чертить схемы).

После организационного момента, целевой установки была проведена актуализация опорных знаний при помощи проверочных вопросов и увязывания темы нового занятия с содержанием предыдущего. Студентам было предложено вспомнить правила техники безопасности при работе с механизмами, назвать составляющие узлы газораспределительного механизма двигателя, указать назначение основных составляющих элементов газораспределительного механизма двигателя, показать на рисунке коромысло и рассказать о его роли в данной конструкции, назвать механизм и его составляющие, изображенные на схеме и т.п. Затем были проведено обобщение по ответам студентов.

С целью организации дифференцированной работы использовалась групповая форма работы, при которой обучающиеся были разделены на две подгруппы. Каждая мини-группа, получив задание, выбирала руководителя, ответственного отчет по работе. Руководитель подгруппы осуществлял контроль за процессом выполнения проекта. Преподаватель выступал в роли модератора с целью элиминирования неуправляемых моментов в учебных ситуациях. Студенты изучали по книгам, плакатам, макетам механизмов, планшетам схемы систем питания, отвечали на вопросы лабораторной работы, заполняли таблицы, составляли схемы. На следующем этапе составлялся отчет о проделанной работе в виде доклада. Докладчики выступают перед аудиторией. Слушатели одной подгруппы должны были вести конспект и заполнить в тетради таблицу и схему по докладу другой подгруппы.

Тестирование, проведенное в конце занятия, свидетельствовало о качестве подготовленных мини-проектов, и, следовательно, о качестве усвоения знаний.

Разработанные и проведенные в ГБПОУ Самарской области «Богатовское училище» занятия и анализ качества знаний по темам обучающихся по изученным темам показали эффективность использования технологий проблемного и проектного обучения. Данные интерактивные технологии позволяют сформировать не только высокий уровень знаний, но и готовят студентов к самоменеджменту и позволяют определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения. Студенты учатся ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче, осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов, выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации.

Рекомендуем использовать сочетание данных технологий при проведении лекционного и практического занятий на тему «Газораспределительный механизм».

 

 

 

Список литературы:

1. Мальцева, О. Г. Содержание и тенденции развития деятельности агроинженеров контексте совершенствования / О. Г. Мальцева // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. – Самара: РИЦ СГСХА – 2015, №2. – С.75-78.

2. Сычева, Г. В. Учет специфики сельскохозяйственного труда в процессе реализации компетентностного подхода в аграрном вузе / Г. В. Сычева // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. – Самара: РИЦ СГСХА – 2013, №2. – С.94-98.

3. Заседание президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. О приоритетных проектах в сфере образования. Вступительное слово Дмитрия Медведева [электронный ресурс]. Режим доступа http://government.ru/news/24274/.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»