+7 989 669 15 15



Использование концепции продуктивного обучения для совершенствования производственного обучения в колледже




Рябова Марина Александровна

зам. директора, Тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса, г. Тула, Россия

Аннотация: в статье обосновывается актуальность использования концепции продуктивного обучения для совершенствования производственного обучения в колледже. Раскрывается сущность концепции, ее преимущества и недостатки. Доказывается успешность ис-пользования концепции на примере образовательной практики.

Ключевые слова: концепция; продуктивное обучение; совершенствование; производственное обучение; колледж.




Библиографическое описание: 


Одним из заявленных приоритетов модернизации отечественного среднего профессионального образования в настоящее время выступает практико-ориентированность профессионального обучения. В этой связи, актуальны научные исследования теоретических оснований, обеспечивающих практико-ориентированный характер производственного обучения, как составной часть профессионального обучения в колледже.

Среди них несомненный интерес представляет концепция продуктивного обучения. Она активно внедряется в Германии, в Великобритании, во Франции, в Швеции, и в ряде других стран мира.

Сам термин «продуктивное обучение» («Productive Learning») был введен в научный оборот более двадцати лет назад при обосновании концепции продуктивного обучения немецкими учеными и педагогами И. Бем и Й. Шнайдером, использовавшие ранее выдвинутые идеи Д. Дью и С. Френе.

Под «продуктивным обучением» в концепции понимается «новый путь достижения образовательных целей в соответствии с методами выбора продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации; самоорганизации своего образовательного процесса; участия в групповой рефлексии и осмысления на теоретическом уровне опыта деятельности; анализа опыта и подготовки нового поля продуктивной деятельности» [3, с. 195].

На втором конгрессе INEPS в 1992 г. в Португалии было дано более расширенное определение «продуктивного обучения» как «образовательного процесса, приводящего к развитию роли личности в сообществе (социуме) одновременно с изменениями в самом сообществе (социуме). Этот процесс реализуется в виде маршрута, образованного действиями, ориентированными на получение продукта в ситуациях реальной жизни с помощью группового образовательного опыта, проведения которого облегчается участием педагогов» [2, с 10].

В концепции продуктивного обучения просматриваются два значимых смысла [2, с. 9]:

1) ориентация на индивидуализацию обучения и расширение его потенциала;

2) более широкое использование образовательных ресурсов окружающей социальной, экономической и культурной среды.

Концепция продуктивного обучения предполагает создание гибкой системы обучения за счет возможностей образовательной средой, богатой идейно и материально, выходящей за пределы образовательного учреждения.

К ключевым признакам продуктивного обучения следует отнести:

- ориентацию на развитие личности обучаемого;

- индивидуализация;

- социальный и профессиональный характер развития личности обучаемого;

- гибкость и адаптивность в отношении между обучаемым и педагогом.

Особенность технологии продуктивного обучения состоит в том, что процедура традиционной «трансляции» знаний и контроля их усвоения заменена на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной деятельности, результаты которой предъявляются в виде созданного обучающимися конкретного и социально значимого продукта. Учебный материал интегрирован в процесс создания данного продукта и осваивается в процессе его изготовления. Наиболее привлекательным в этой технологии является механизм передачи продуктивных идей от их носителей их потребителям. Обучение проистекает из опыта конкретной деятельности по созданию востребованного в социуме продукта.

Ключевая цель продуктивного обучения - самоопределение личности, самоорганизация, самодеятельность, самоконтроль, самоутверждение. Важными достоинствами продуктивного обучения являются естественность и демократичность взаимодействия участников образовательного процесса, реалистичность восприятия проблем, самостоятельность и инициатива в их решении, ответственность за свои действия.

К недостаткам следует отнести сложность в управлении учебным процессом, элементы неосознанности в содержании образовательной практики. Такое обучение несколько затрудняет системность получаемых знаний, но зато создает удивительную мотивацию к их получению и способствует развитию личности.

Продуктивное обучение включает в себя: личностный, деятельностный, общественный, культурный и профессиональный аспекты. Личностный аспект выражается в осознании обучения как процесса собственного развития. Деятельностный аспект связан с тем, что обучение возникает из опыта продуктивной деятельности, в которой потом и используются результаты обучения. Общественный аспект состоит в значении данной деятельности для социума, культурологический – в его связях с традициями развития различных областей культуры, а профессиональный - в предоставлении обучаемому возможностей для самоопределения и профессиональной подготовки.

К 90-м годам двадцатого века сложилась разветвленная сеть продуктивных школ (INEPS – International Network of Productive Schools), реализующих эту концепцию и основан институт продуктивного обучения в Европе (IPLE). Коснулось это и России, но исключительно применительно к общеобразовательной школе [1, с. 9]. В настоящее время имеют место попытки реализации этой концепции в отечественной профессиональной школе. Например, в образовательной практике «Тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса», «Шадринский политехнический колледж». Тем более, что традиции отечественной средней профессиональной школы во многом опираются на учебно-производственную деятельность. А особенности организации профессионального обучения в колледже нивелируют присущие концепции недостатки и благоприятствуют ее преимуществам.

Задача педагогической науки помочь данному процессу и на этой основе совершенствовать производственное обучение в колледже.

 

Список литературы:

  1.    Антонова, Д.А. Продуктивное обучение как технология развития самостоятельности будущих учителей в проектировании и разработкие электронных дидактических материалов по физике / Д.А. Антонова, И.В. Ильин, Е.В. Оспенникова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – № 9. – 2013. – С. 5-27.
  2. Башмаков, М.И. Что такое продуктивное обучение? / М.И. Башмаков // Школьные технологии. – 2000. – № 4. – С. 1-12.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»