Одним из заявленных приоритетов модернизации отечественного среднего профессионального образования в настоящее время выступает практико-ориентированность профессионального обучения. В этой связи, актуальны научные исследования теоретических оснований, обеспечивающих практико-ориентированный характер производственного обучения, как составной часть профессионального обучения в колледже.
Среди них несомненный интерес представляет концепция продуктивного обучения. Она активно внедряется в Германии, в Великобритании, во Франции, в Швеции, и в ряде других стран мира.
Сам термин «продуктивное обучение» («Productive Learning») был введен в научный оборот более двадцати лет назад при обосновании концепции продуктивного обучения немецкими учеными и педагогами И. Бем и Й. Шнайдером, использовавшие ранее выдвинутые идеи Д. Дью и С. Френе.
Под «продуктивным обучением» в концепции понимается «новый путь достижения образовательных целей в соответствии с методами выбора продуктивной (трудовой) деятельности в реальной жизненной ситуации; самоорганизации своего образовательного процесса; участия в групповой рефлексии и осмысления на теоретическом уровне опыта деятельности; анализа опыта и подготовки нового поля продуктивной деятельности» [3, с. 195].
На втором конгрессе INEPS в 1992 г. в Португалии было дано более расширенное определение «продуктивного обучения» как «образовательного процесса, приводящего к развитию роли личности в сообществе (социуме) одновременно с изменениями в самом сообществе (социуме). Этот процесс реализуется в виде маршрута, образованного действиями, ориентированными на получение продукта в ситуациях реальной жизни с помощью группового образовательного опыта, проведения которого облегчается участием педагогов» [2, с 10].
В концепции продуктивного обучения просматриваются два значимых смысла [2, с. 9]:
1) ориентация на индивидуализацию обучения и расширение его потенциала;
2) более широкое использование образовательных ресурсов окружающей социальной, экономической и культурной среды.
Концепция продуктивного обучения предполагает создание гибкой системы обучения за счет возможностей образовательной средой, богатой идейно и материально, выходящей за пределы образовательного учреждения.
К ключевым признакам продуктивного обучения следует отнести:
- ориентацию на развитие личности обучаемого;
- индивидуализация;
- социальный и профессиональный характер развития личности обучаемого;
- гибкость и адаптивность в отношении между обучаемым и педагогом.
Особенность технологии продуктивного обучения состоит в том, что процедура традиционной «трансляции» знаний и контроля их усвоения заменена на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной деятельности, результаты которой предъявляются в виде созданного обучающимися конкретного и социально значимого продукта. Учебный материал интегрирован в процесс создания данного продукта и осваивается в процессе его изготовления. Наиболее привлекательным в этой технологии является механизм передачи продуктивных идей от их носителей их потребителям. Обучение проистекает из опыта конкретной деятельности по созданию востребованного в социуме продукта.
Ключевая цель продуктивного обучения - самоопределение личности, самоорганизация, самодеятельность, самоконтроль, самоутверждение. Важными достоинствами продуктивного обучения являются естественность и демократичность взаимодействия участников образовательного процесса, реалистичность восприятия проблем, самостоятельность и инициатива в их решении, ответственность за свои действия.
К недостаткам следует отнести сложность в управлении учебным процессом, элементы неосознанности в содержании образовательной практики. Такое обучение несколько затрудняет системность получаемых знаний, но зато создает удивительную мотивацию к их получению и способствует развитию личности.
Продуктивное обучение включает в себя: личностный, деятельностный, общественный, культурный и профессиональный аспекты. Личностный аспект выражается в осознании обучения как процесса собственного развития. Деятельностный аспект связан с тем, что обучение возникает из опыта продуктивной деятельности, в которой потом и используются результаты обучения. Общественный аспект состоит в значении данной деятельности для социума, культурологический – в его связях с традициями развития различных областей культуры, а профессиональный - в предоставлении обучаемому возможностей для самоопределения и профессиональной подготовки.
К 90-м годам двадцатого века сложилась разветвленная сеть продуктивных школ (INEPS – International Network of Productive Schools), реализующих эту концепцию и основан институт продуктивного обучения в Европе (IPLE). Коснулось это и России, но исключительно применительно к общеобразовательной школе [1, с. 9]. В настоящее время имеют место попытки реализации этой концепции в отечественной профессиональной школе. Например, в образовательной практике «Тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса», «Шадринский политехнический колледж». Тем более, что традиции отечественной средней профессиональной школы во многом опираются на учебно-производственную деятельность. А особенности организации профессионального обучения в колледже нивелируют присущие концепции недостатки и благоприятствуют ее преимуществам.
Задача педагогической науки помочь данному процессу и на этой основе совершенствовать производственное обучение в колледже.
Список литературы: