+7 989 669 15 15



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТУРНОГО РИСУНКА В ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ




Курцева Анна Андреевна

к. м. н., доцент кафедры анатомии человека Курского государственного медицинского университета,г. Курск

в статье был рассмотрен метод использования рисунка при проведении практических занятий по анатомии человека и предложена его модернизация.

Ключевые слова: Ключевые слова: анатомия человека,рисунок,схема.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Анатомия человека является одним из сложнейших предметов из изучаемых студентами медицинских ВУЗов на первом-втором курсах. Успешное овладение материалом данной дисциплины закладывает фундамент для изучения клинических дисциплин на последующих курсах.

 

Рис.1

Контур для нанесения схемы проводящих

путей ЦНС

 

 

Анатомическое знание включает в себя большое количество описательного и графического материала. Кроме того, для изучения предмета студентам предлагается довольно большое количество учебников, учебно-методических пособий, материал в которых изложен в различной последовательности и с разной степенью детализации, что затрудняет процесс обобщения, построение целостной картины студентами.

Одним из методов преподавания анатомии человека, облегчающим восприятие и понимание студентами особенно сложных и комплексных разделов, является рисунок. Схематический рисунок представляет наиболее сложную форму подготовки иллюстраций. Эта сложность обусловлена тем, что схемы создаются на основе данных, полученных методами препарирования, гистологических, гистохимических, электронографических и экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Синтезируя данные многих методов, удается создать схематические рисунки [3]. Обычно преподаватель рисует на доске мелом соответствующую схему, например, строения какого-либо отдела головного мозга, строения зрительного анализатора и т.п. Студенты рисуют с доски, одновременно слушая объяснения преподавателя.

Однако было замечено, что в подавляющем большинстве случаев студенты не могут точно перерисовать предложенные схемы, рисунки у студентов часто получаются диспропорциональные, лишенные симметрии и необходимой анатомической точности, в связи с чем сам метод применения рисунка теряет свою ценность. Были выявлены некоторые причины такого факта: во-первых, студенты редко владеют навыком рисования, как такового, во-вторых, студенты, начиная рисовать, не знают, что должно получиться в конечном итоге (при том, что рисунки обычно имеют сложную конфигурацию), и поэтому наносят изображение диспропорционально, в-третьих, студенты могут просто не успевать за преподавателем, теряют нить повествования и делают ошибки в рисунке и в-четвертых рисунок мелом на доске часто получается нечетким из-за особенностей покрытия доски и структуры мела.

Рис.2

Схема проводящего пути экстероцептивной чувствительности

 

 

В связи с вышеизложенным применение метода рисунка в преподавания анатомии человека было организовано следующим образом: нарисованные контуры предполагаемых рисунков раздавались студентам в конце одного занятия на следующее (например, контур для нанесения схемы проводящих путей центральной нервной системы (рис.1)). Таким образом, каждый студент получает заготовку и уже в процессе изучения будущей темы представляет общий вид изображения. Имея готовый контур, студентам не нужно перерисовывать его с доски, что существенно экономит время занятия. Студенты просто наносят изображение на готовый контур, повторяя за преподавателем (например, схема проводящего пути экстероцептивной чувствительности (рис.2)). Схемы у всех студентов получаются четкими, красивыми, такие рисунки студенты собирают в папки и могут использовать при подготовке к экзамену.

Кроме того, чтобы исключить неточность схемы при рисовании преподавателем мелом на доске, было предложено распечатывать такие же контуры на листах (для небольшой аудитории достаточно формата А3), ламинировать листы и рисовать на них цветными маркерами для белой доски. Такие шаблоны позволяют преподавателю нарисовать аккуратную схему без искажений, они долговечны, так как рисунок после занятия можно легко стереть.

 

 

 

Список литературы:

Статьи из журнала:

  1.   Супатович Л.Л., Удочкина Л.А. Обеспечение наглядности преподавания проводящих путей ЦНС на кафедре анатомии человека АГМА / Л.Л. Супатович, Л.А. Удочкина // Сборник статей конференции «Информационные технологии в преподавании морфологических дисциплин»-2012-№1-С.137-139

 

  1.   Чаплыгина Е.В., Каплунова О.А., Маркевич А.В. Инновационные технологии в учебном процессе на кафедре нормальной анатомии Ростовского государственного медицинского университета / Е.В. Чаплыгина, О.А. Каплунова, А.В. Маркевич // Сборник статей конференции «Информационные технологии в преподавании морфологических дисциплин»-2012-№1-С.154-156

Источник из интернета:

  1. Медицинская энциклопедия Medical-ENC [Электронный ресурс] // Публичная медицинская энциклопедия, 2014 - . – Режим доступа : http:// http://www.medical-enc.ru/1/anatomia.shtml, свободный . – Загл . с экрана .


 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»