Анатомия человека является одним из сложнейших предметов из изучаемых студентами медицинских ВУЗов на первом-втором курсах. Успешное овладение материалом данной дисциплины закладывает фундамент для изучения клинических дисциплин на последующих курсах.
Рис.1 Контур для нанесения схемы проводящих путей ЦНС
|
Анатомическое знание включает в себя большое количество описательного и графического материала. Кроме того, для изучения предмета студентам предлагается довольно большое количество учебников, учебно-методических пособий, материал в которых изложен в различной последовательности и с разной степенью детализации, что затрудняет процесс обобщения, построение целостной картины студентами.
Одним из методов преподавания анатомии человека, облегчающим восприятие и понимание студентами особенно сложных и комплексных разделов, является рисунок. Схематический рисунок представляет наиболее сложную форму подготовки иллюстраций. Эта сложность обусловлена тем, что схемы создаются на основе данных, полученных методами препарирования, гистологических, гистохимических, электронографических и экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Синтезируя данные многих методов, удается создать схематические рисунки [3]. Обычно преподаватель рисует на доске мелом соответствующую схему, например, строения какого-либо отдела головного мозга, строения зрительного анализатора и т.п. Студенты рисуют с доски, одновременно слушая объяснения преподавателя.
Однако было замечено, что в подавляющем большинстве случаев студенты не могут точно перерисовать предложенные схемы, рисунки у студентов часто получаются диспропорциональные, лишенные симметрии и необходимой анатомической точности, в связи с чем сам метод применения рисунка теряет свою ценность. Были выявлены некоторые причины такого факта: во-первых, студенты редко владеют навыком рисования, как такового, во-вторых, студенты, начиная рисовать, не знают, что должно получиться в конечном итоге (при том, что рисунки обычно имеют сложную конфигурацию), и поэтому наносят изображение диспропорционально, в-третьих, студенты могут просто не успевать за преподавателем, теряют нить повествования и делают ошибки в рисунке и в-четвертых рисунок мелом на доске часто получается нечетким из-за особенностей покрытия доски и структуры мела.
Рис.2 Схема проводящего пути экстероцептивной чувствительности
|
В связи с вышеизложенным применение метода рисунка в преподавания анатомии человека было организовано следующим образом: нарисованные контуры предполагаемых рисунков раздавались студентам в конце одного занятия на следующее (например, контур для нанесения схемы проводящих путей центральной нервной системы (рис.1)). Таким образом, каждый студент получает заготовку и уже в процессе изучения будущей темы представляет общий вид изображения. Имея готовый контур, студентам не нужно перерисовывать его с доски, что существенно экономит время занятия. Студенты просто наносят изображение на готовый контур, повторяя за преподавателем (например, схема проводящего пути экстероцептивной чувствительности (рис.2)). Схемы у всех студентов получаются четкими, красивыми, такие рисунки студенты собирают в папки и могут использовать при подготовке к экзамену.
Кроме того, чтобы исключить неточность схемы при рисовании преподавателем мелом на доске, было предложено распечатывать такие же контуры на листах (для небольшой аудитории достаточно формата А3), ламинировать листы и рисовать на них цветными маркерами для белой доски. Такие шаблоны позволяют преподавателю нарисовать аккуратную схему без искажений, они долговечны, так как рисунок после занятия можно легко стереть.
Список литературы:
Статьи из журнала:
Источник из интернета: