В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию, как к ключевому уровню развития ребенка.
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное, становится близким и понятным ранее недоступное. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы елочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку... И многое, многое другое.
Таким образом, перед педагогами возникла проблема: как добиться эффективного формирования элементарных математических представлений в доступной и привлекательной для детей форме. Выход нашли в использовании дидактических игр и упражнений логического характера, так как они помогают восприятию материала, развивают мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей; формируют настойчивость, терпение, творческий потенциал личности и ребенок активно принимает участие в познавательном процессе.
Значительное место по развитию детей логического мышления можно отвести знакомству с планшетом «Логико-малыш». Основная цель этого дидактического материала представить в уме реальные действия с предметами или результат этих действий. В результате этих логических игр сформировывается интерес к решению познавательных задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности. Для более эффективного выполнения логических задач и упражнений математического характера можно использовать такие игры:
- «Чудо человечки», цель которой является: развивать зрительное восприятие (цвет, форму, величину), карточки с тактильным ощущением, обогащать и активизировать словарь детей, формировать навык согласования прилагательного с существительным;
- «Соты кайе», цель которой является: развивать эстетическое чувство, мелкую моторику, пространственное мышление;
- «Составь из палочек», цель которой является: упражнять детей в составлении геометрических фигур и цифр из счетных палочек;
- «Где такой же домик?», «Игрушечные домики», «Цветные счетные палочки», «Сложи узор», «Разгадай головоломку», «Конструирование по схеме» и многие другие.
Для более успешного овладения цифрами и числами, арифметическими действиями, различием предметов по их свойствам, можно использовать дидактические упражнения «Собери цепочку», «Путешествие», «Расставь числа», «Математические бусы», «Арифметическое домино». В результате этих упражнений у детей развиваются способности к анализу, абстрагированию, умению следовать строгим правилам.
Для переключения внимания и в роли разминки к математическим досугам можно использовать веселые «Логические концовки». Например: «если у Буратино нос длиннее чем у Пьеро, то у Пьеро…..» и т.д. Развитие логики у детей не возможно без развития внимания, пространственного воображения. В этом помогают «Лабиринты» или разнотематические лабиринты «Как добраться до детского сада», «Помоги мышонку найти сыр», «Забрось мяч в кольцо», «Отправь машину в гараж» и т.д. В этих же упражнениях закрепляется направление движения и ориентировка в пространстве.
Современные исследователи установили, что игры – головоломки являются эффективным средством умственного, и в частности, математического развития детей дошкольного возраста. Поэтому можно использовать геометрические конструкторы «Танграмм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пентамино». Они развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку.
Таким образом, логические игры и упражнения могут стать самостоятельным фрагментом любого занятия по математическому развитию и способствовать развитию мышления, так как математическое развитие – одна из основных задач дошкольного образования. Помимо арифметических операций оно несет в себе способность научить видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, а главное научить ребенка думать, мыслить! Именно игра, а не назидательная теория помогает в этом, только тогда обучение будет не трудным и не скучным. В процессе игры дети закрепляют уже приобретенные знания и навыки, а также приобретают новые, игры делают обучение свежим, радостным, интересным.
Список литературы:
1. Арапова-Пискарев Н.А. формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.
2. Ерофеева Т.Н. и др. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009. – 144 с.
4. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
6. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
7. Шрагина А.И. Логика воображения. – М.: Народное образование, 2001.