ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЯ




Хабибуллина Дарья Александровна

учитель английского языка, МБОУ №170, г. Казань

Метод проектов является личностно-ориентированным видом работы, способствует созданию благоприятных условий для саморазвития, активно используется при формировании иноязычной культуры студентов. В основе проектов лежит исследовательская работа студентов, выявление основных проблем лингвистического, культурологического, экономического и социального характера.

Ключевые слова: Ключевые слова: Метод проектов,проблемное обучение,компетентностный подход,лингвокультурологическая компетенция,лингвострановедение.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Рассматривая язык и культуру данного конкретного народа в диалектическом единстве, мы приходим к понятию лингвокультурологической компетенции, что должно включать в себя систему знаний о культуре, воплощенную в языке и комплекс умений по оперированию этими знаниями.

Эффективным средством формирования лингвокультурологической компетенции является проблемное обучение, так как оно активизирует познавательную деятельность студентов, развивает их самостоятельность, творческий потенциал, повышает мотивацию. Проблемное обучение соотносится с основными задачами современного образования: сделать преподавание более проблемно-ориентированным, шире использовать рефлексивный подход в обучении, стимулировать умение формулировать собственные суждения, увеличить степень самостоятельности, пересмотреть роли преподавателя и студента на занятии. На практике проблемное обучение может реализовываться в различных формах, а именно – дискуссия, ролевая игра, проект и т.п.

В основе современного понимания проектной методики лежит использование широкого спектра проблемных исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Исходя из того, что в новых программных требованиях по изучению лингвострановедения на языковых факультетах значительно ограничено аудиторное время изучения тем и увеличено время для самостоятельной работы студентов, следует придти к выводу о безусловной необходимости применения приемов метода проектов при прохождении тем данного курса. В основе проектов лежит исследовательская работа студентов, выявление основных проблем лингвистического, культурологического, экономического и социального характера связанная с тематикой курса.

В соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку работа над проектами строится по трем этапам.

Подготовительный этап должен решить следующие задачи – формулировка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, определение направления поиска, определение групп студентов и их ролей в работе над проектами.

Задачами основного этапа является организация работы по сбору информации, анализ и синтез идей, определение форм и способов представления результатов, проектов.

Заключительный этап – это завершение работы по сбору информации, оформление проекта в виде презентации, рефератов, защита проектов, анализ.

Возможности и положительные характеристики метода проектов дают уверенность в усвоении учебного материала, формируют коммуникативную и социолингвистическую компетенцию, повышают мотивацию обучения, учитывают индивидуальный подход к студентам, активизируют речемыслительную деятельность, развивают их профессиональные навыки. Совместная деятельность в работе над проектом дает возможность каждому студенту лучше понять тему исследования, аргументировать и представлять свою точку зрения, развивать навыки и умения говорения и выступления перед аудиторией.

Метод проектов является личностно-ориентированным видом работы, способствует созданию благоприятных условий для саморазвития студентов и их возможностей. Все вышеперечисленное может являться доказательством потенциальных возможностей метода проектов в процессе формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

 

Список литературы:

1) Вайсбурд М.Л. Реалии как элемент страноведения// Русский язык за рубежом, № 3, 1972. - с. 98 - 100.

2) Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. – М.: Высшая школа, 1999. – 55 с.

3) Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М.: Русский язык, 1983. – 269 с.

4) Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: Изд-во Союз, 2001. – 291 с.

5) Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе. – № № 2, 3 – 2000.

6) Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 1991. 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»