Использование модульно-рейтинговой технологии как педагогиче-ское условие повышения эффективности функционирования системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов




Казаченок Юлия Викторовна

старший преподаватель
Южно-Уральский профессиональный институт, Россия, г. Челябинск


Аннотация: В данной статье использование модульно-рейтинговой технологии рассматривается как педагогическое условие повышения эффективности функционирования системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов.

Ключевые слова: педагогические условия, рейтинг, модульно-рейтинговая технология.




Библиографическое описание: Казаченок Ю.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.106-110


Многие выпускники профессиональных высших учебных заведений, получившие образование по типовым учебным программам, с использованием стандартных форм организации обучения не востребованы рынком труда. Поэтому, подготовка квалифицированного и востребованного выпускника вуза соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, мобильного, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, требует создания более эффективной системы профессионального обучения. Это становится возможным путем разработки и внедрения в практику инновационных форм организации обучения, создающих максимально благоприятные условия для развития и продвижения студента в профессиональном образовательном пространстве [4, с. 76].

Проблемой нашего исследования является изучение системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов. Как показывает анализ многочисленных исследований в области профессионального образования, любая педагогическая система функционирует более результативно в специально созданных для нее педагогических условиях. В нашем исследовании, созвучно мнению Н.О. Яковлевой, под педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер, направленную на повышение эффективности педагогической деятельности [7, с. 38].

При определении педагогических условий мы исходили из:

•    содержания и особенностей разработанной системы формирования культуры конкурентных отношений будущих экономистов,

•    специфики подготовки будущих экономистов в современном вузе,

•    социального заказа общества и требований вуза к подготовке экономистов,

•    имеющихся научных достижений в области проблемы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов,

•    авторского опыта деятельности в исследуемом направлении.

Также мы учли методологическую основу нашего исследования, т.е. результаты реализации системного, деятельностно-контекстного и культурологического подходов: системный подход позволил структурировать комплекс педагогических условий и упорядочить их, а деятельностно-контекстный и культурологический подходы – позволили выяснить содержание условий и обеспечить их ориентацию на формирование культуры конкурентных отношений у будущих экономистов.

Учитывая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что одним из важных условий повышения эффективности функционирования системы формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов является использование модульно-рейтинговой технологии. Далее представим его более детально.

Данное педагогическое условие повышает эффективность формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов за счет возможности погрузить студентов в конкурентную среду с помощью подсчета индивидуального рейтинга как главного показателя успехов в обучении, а также дает возможность подсчета итогового суммарного рейтинга успешности учебного процесса в группе или вузе. Академический рейтинг обучающегося является показательно-стимулирующим элементом модульно-рейтинговой системы и определяет место, которое студент занимает среди одногруппников, однокурсников и в вузе в целом.

ФГОС ВО третьего поколения основанный на модульном построении дисциплин, а также интенсивный поиск путей активизации процесса обучения привлекли активное внимание исследователей к вопросам модульно-рейтингового обучения. Результаты исследований отражены в работах ряда ученых: Т.В. Гуськова [1], И.Л. Дульчаева [2], М.С. Завьялова [3], С.Н. Куденцова [5] и др.

Как указывают исследователи, до внедрения модульно-рейтинговой системы результат обучения студентов в России в большинстве случаев основывался только на оценке, полученной на экзаменационной сессии. Такие важные моменты как активность в работе в течение семестра, отношение к учебе в целом и к дисциплине, в частности, регулярность посещения занятий не учитывались. Это негативно сказывалось на качестве и прочности знаний [1; 2; 3; 6 и др.].

Модульно-рейтинговая система контроля, основанная на интеграции модульного обучения и рейтинговой системы оценки знаний студентов, способна учитывать все перечисленные моменты о которых мы только что говорили. При наборе баллов студентом можно говорить о его рейтинге.

В научной литературе в рамках модульно-рейтинговой системы рейтинг – это способ измерить глубину знаний, уровень подготовки к будущей профессиональной деятельности. Рейтингом будет являться сумма баллов, набранных студентом за определенный промежуток времени обучения. Контролируя степень усвоения знаний студента, его активность, самостоятельность за период обучения, выраженную в баллах, в совокупности с диагностирующими мероприятиями, можно получить модульно-рейтинговую систему контроля знаний студента (С.Н. Куденцова) [5, c. 11].

Под модульно-рейтинговой образовательной технологией мы будем понимать педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса, основанную на структурировании дисциплин по модульному принципу с использованием рейтинговой системы для объективной оценки учебных достижений студентов (Т.В. Гуськова) [1, c. 11].

Проведенный анализ исследований [1; 2; 3; 5; 6; 7 и др.] по данной тематике, а также собственный педагогический опыт позволяют констатировать, что использавание модульно-рейтинговой технологии может содействовать интенсификации работы педагогических систем, в том числе и системы формирования культуры конкурентных отношений за счет создания ряда возможностей:

- предоставлять содержание обучения в виде модулей, где каждый модуль представляет собой логически завершенный самостоятельный блок сжатой учебной информации;

- преподаватель может гибко изменять объем учебного материала в сторону углубления, или наоборот упрощения в зависимости от профессиональных потребностей и личностных особенностей студентов;

- увеличить долю самостоятельной работы студентов, формировать навыки самообразования и самооценки, создавать индивидуальные образовательные траектории;

- непрерывно и систематически осуществлять контроль, и вывеси индивидуальный рейтинговый индекс каждого студента;

- оценивать уровень личностных достижений студентов.

Соглашаясь с мнением С.Н. Кудельцовой, мы считаем, что результат соревновательно-конкурентной мотивации помимо педагогической стороны целесообразно рассматривать еще с трех сторон:

- социальной (происходит сближение между людьми, стимулируется развитие творческой активности, формируется способность к самовыражению и культура личности);

- биологической (происходит адаптация к экстремальным условиям, выясняются резервные возможности организма, совершенствуются функции и системы человека);

- психологической (студент учится противостоять стрессовым факторам, повышаются психофункциональные возможности, а также в результате подготовки и участия в соревновательно-конкурентной деятельности происходит развитие эмоционально-волевой сферы) [5, с. 12].

Данное педагогическое условие в системе формирования культуры конкурентных отношений выполняет ряд функций:

•    конкурентно-стимулирующая – так как погружает студентов в конкурентную среду;

•    мобилизационная – интенсификация активности за счет рейтинга,

•    систематизирующая – заключается в стимулировании обучающихся к систематической, регулярной подготовке к учебным занятиям;

•    контрольно-результативная – систематический контроль и оценка знаний обучающихся;

•    информационо-познавательная – заключается в конкурентном стимулировании познавательной активности в процессе овладения теореческими и практическими знаниями;

•    коммуникативная – развитие коммуникативных умений в процессе взаимодействия;

•    эмоционально-адаптирующая – снижение эмоциональной нагрузки в период сессии;

•    консультативная – оказание помощи преподавателем или другими студентами, разъяснения по решению возникающих проблем;

•    дифференцирующая – дифференциация обучающихся, определяющаяся рейтингом;

•    компенсационная – выявление в процессе взаимодействия недочетов профессионального становления и др.

С нашей точки зрения для полноценной реализации данного педагогического условия важна целенаправленная активизация практико-ориентированной деятельности студентов, которая предполагает осуществление следующих процедур:

•    проведение инструктажа по организации и регламенту проведения модульного обучения и рейтинговой системы оценки знаний студентов;

•    регулярный мониторинг деятельности студентов;

•    получение студентами на учебных занятиях проблемных заданий для самостоятельного выполнения;

•    разработка комплекса дидактических материалов по организации самостоятельной работы студентов;

Таким образом, данное педагогическое условие – использование модульно-рейтинговой технологии – позволяет сделать систему формирования культуры конкурентных отношений у будущих экономистов более эффективной, во-первых, за счет возможности погрузить студентов в конкурентную среду с помощью подсчета индивидуального рейтинга как главного показателя успехов в обучении и стимула для самосовершенствования. Во-вторых, использование модульно-рейтинговой технологии ведет к:

- систематической работе студентов в течение всего семестра, что влияет на качество профессиональной подготовки;

- систематическому контролю и оценке, что снижает эмоциональное напряжение во время сессии и повышает объективность итоговой оценки;

- совершенствованию учебно-методического комплекса, форм, методов, средств преподавания дисциплин.

 

Список литературы:

1.  Гуськова, Т.В. Организация учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии: на примере технического вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Татьяна Валентиновна Гуськова; Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. – Пенза, 2008. – 23 с.

2.  Дульчаева, И.Л. Развитие учебно-познавательной компетентности студентов вуза на основе модульно-рейтингового обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ирина Львовна Дульчаева; Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ, 2014. – 23 с.

3.  Завьялова, М.С. Личностно-ориентированный подход к организации модульно-рейтингового обучения студентов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мария Сергеевна Завьялова; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2011. – 19 с.

4.  Казаченок, Ю.В. Построение содержания учебных занятий на основе сотрудничества со структурами занятости как педагогическое условие формирования конкурентоспособности выпускника вуза / Ю.В. Казаченок // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Секция «Образование. Педагогические науки». – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – № 14(273). – С.76-79.

5.  Куденцова, С.Н. Психолого-дидактические условия учебной адаптации студентов к модульно-рейтинговой системе проверки знаний: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Светлана Николаевна Куденцова; Юж. федер. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2011. – 22.

6.  Столяров, А.В. Активизация процесса обучения курсантов военного вуза на основе модульно-рейтинговой технологии: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Алексей Викторович Столяров; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 2011. – 24 с.

7.  Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Надежда Олеговна Яковлева; Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2003. – 48 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»