+7 989 669 15 15



Использование педагогического потенциала литературы православного содержания в работе светских образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию




Бахмач Анастасия Сергеевна

заведующий
Веселотарасовского ясель-сада «Ромашка» Лутугинского района




Ключевые слова: литература православного содержания, духовно-нравственное воспитание, православная культура.




Библиографическое описание: 


Государственно-политические изменения, социально-экономические процессы, духовно-нравственное состояние общества и личности как составляющей его единицы – взаимовлияющие факторы, определяющие историческое и духовно-нравственное развитие любого государства. Внешние общественно-исторические события последних лет на Украине обнажили внутреннее духовно-нравственное состояние народа.

Стремление населения части восточных областей преодолеть духовно-нравственный кризис проявилось в изменении отношения новой государственной власти и общества к Церкви как к социальному институту, обеспечивающему позитивно-стабильное развитие общества и личности. Рост авторитета Православной Церкви и социальный заказ государства и общества, направленный на формирование образованной, социокультурной и духовно-целостной личности с традиционным региону мировоззрением и осознанным свободным самоопределением в духовно-нравственных вопросах, способствовали увеличению спроса на литературу православного содержания – печатные издания (книги, журналы, газеты, брошюры и др.), ориентирующие личность на внешнее духовное делание и внутреннее самосовершенствование с целью спасение души во Христе в лоне Православной Церкви.

Согласно статистической информации 2013 года, обнародованной Министерством культуры Украины, среди всех религиозных общин Украины христианские составляют 94%, а православные – более 50 % [1].

В 2015 году тот же источник привел результаты исследования группы социологических компаний (РЕЙТИНГ, SOCIS, Центр Разумкова и КМИС), согласно которым большинство опрошенных украинцев считают себя верующими-христианами: считают себя православными 74% жителей Украины, 69% жителей Донбасса и 71% жителей Луганской области [2].

Эти и другие зафиксированные факты доминирования православия на указанной территории, сложившиеся культурно-исторические традиции, реалии и перспективы современного образования и задачи, поставленные государством, нацеливают на использование в светских образовательных учреждениях педагогического потенциала литературы православного содержания (жизнеописаний святых, их творений и писем, детской и художественной литературы и др.).

Под педагогическим потенциалом литературы православного содержания понимаем воспитательный потенциал православия, а именно, совокупность накопленных методико-содержательных и опытно-практических знаний (основ православной веры и православной культуры), указывающих пути духовно-нравственного становления и развития личности, общества и государства, способы выработки ценностно-смысловых ориентаций, ограничений деструктивных потребностей личности и др.

К необходимым условиям реализации педагогического потенциала литературы православного содержания в работе светских образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию относим: предпосылки использования (социальные заказы государства и общества); приоритетность духовно-нравственного воспитания; нормативно-правовое, методическое, техническое и кадровое обеспечение; возрастную, психолого-педагогическую, морально-нравственную, информационную, пространственно-временную и религиозную готовность к реализации педагогического потенциала литературы православного содержания; согласованную и сонаправленную деятельность воспитуемых, их родителей, работников образовательных учреждений и других социальных институтов; преемственность в преподавании курса «Основы православной культуры» на всех ступенях образования; наличие системы воспитательной работы светского образовательного учреждения, учитывающей традиционное региону православное мировоззрение и интересы участников образовательного процесса, семейные и культурно-исторические традиции и др.

Соблюдение вышеперечисленных необходимых условий, воссоздание функций Издательского Совета Русской Православной Церкви в 2009 году, а именно, цензуры всей православной печатной продукции, скоординированная воспитательная работа Православной Церкви и светских образовательных учреждений в реализации педагогического потенциала литературы православного содержания в урочной и внеурочной деятельности с целью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения будут способствовать духовно-нравственному становлению и развитию как отдельно взятой личности, так и обществу и государству в целом.

 

Список литературы:

1. Сайт Института религиозной свободы, г. Киев:

Новости: Среди всех религиозных общин Украины 94% составляют христианские – инфоотчет Минкультуры [Электронный ресурс]. – IPC. : 17.04.2013 -.- Режим доступа :

http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1211%3A1&catid=34%3Aua&Itemid=61&lang=ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Сайт Института религиозной свободы, г. Киев:

Новости: Большинство украинцев считают себя верующими-христианами - ИНФОГРАФИКА [Электронный ресурс]. – IPC. : 02.09.2015 -.- Режим доступа :

http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1594%3A1&catid=34%3Aua&Itemid=61&lang=ru, свободный. – Загл. с экрана.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.