+7 989 669 15 15



Использование приемов жанра «альтернативной истории» при обучении политическому анализу студентов высших учебных заведений




Кубракова Елена Ивановна

кандидат исторических наук, доцент
ФГБОУ ВО «ВГСПУ» г. Михайловк




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Кубракова Е.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЖАНРА «АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИСТОРИИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С135-136


Для современного российского общества, под влиянием последних внешнеполитических и мировых событий особо актуальной стала проблема формирования умения и навыков у студентов-гуманитариев анализа общественно-политической ситуации. В отечественной политической науке отсутствует качественна аналитика, во многом благодаря тому, что нет четкого разделения на отрасли политологии, такие как теоретическая и прикладная. Отечественная политологии рефлекторно повторяет «западные», а чаще всего «американские» теории развития и построения государства и общества, или уходит в сферу конспиралогии. Ключевая цель нашей статьи – раскрыть особенности современной методологической базы политического анализа, расширить представление о возможностях использования нестандартных приемов в политической аналитике, заимствованных из художественной литературы (альтернативной истории – прим. автора) и их применение при обучении студентов-гуманитариев приемам абстрактного моделирования и прогнозирования политических событий различных уровней.

Классическая структура политического анализа выглядит следующим образом: ключевой элемент - это анализ организации процесса принятия решений касающейся проблематики политической практики, соответственно второй элемент – это анализ текущей политической ситуации и выработка ряда предположений о ходе развития событий или «альтернативный анализ». Достаточно часто от внимания исследователей ускользает момент, который принято называть «точкой бифуркации». Зачастую, именно ситуационный вертикальный или горизонтальный политический анализ не делает акцент на важности происходящих политических, военных, или каких либо других событий, являющихся основой точки бифуркации, или поворотного момента в истории. Он сосредотачивается на стартовых условия, а именно на финансово-экономическом, демографическиом. Принято не учитывать «возможный ход событий», если он противоречит утвердившемуся в политике общепринятому мнению. Например: долгое время отрицалась возможность украинско-русского внешнеполитического или военного конфликтов. Мы считаем, что классический анализ должен быть построен с учетом альтернативного варианта событий. При этом, на наш взгляд, существующие методы теоретической политологии будут неполными без использования некоторых литературных приемом, сформировавшихся изначально в жанре научной фантастики, где достаточно большое внимание уделяется анализу будущих событий в политике. В данном случае, мы говорим о жанре «альтернативной истории», которая относится к так называемым «молодым направлениям» в фантастике. Данное направление ни в литературе, ни в современной политической аналитике, на настоящей момент, изучено недостаточно.

Среди исследователей альтернативной истории необходимо отметить Бочарова А.В. и его работу «Проблема альтернативности исторического развития» [1] и Гуларяна А. Б. и его статью «Жанр альтернативной истории как системный индикатор социального дискомфорта» [2]. Именно указанные авторы едва ли не первыми поставили вопрос об использовании приемом и методов альтернативной истории в политической аналитике. История развития данного жанра берет начало в первой половине ХХ века. В 80-е гг. прошлого века европейскими и российскими учеными были предприняты попытки использовать математические методы при анализе исторических событий. Наиболее удачно математические методы в альтернативной истории применялись при анализе военных конфликтов. В период Первой мировой войны англичанин Ланчестер создал уравнение, при помощи которого, он моделировал конфликты с огневыми средствами. В 60-е гг. американец Дейчман использует их для анализа партизанской борьбы в Индонезии, Греции, Филиппинах, Вьетнаме. На основании математических расчетов он доказал, что для полного подавления партизанского движения необходим перевес регулярной армии в восемь раз. Чем он полностью опроверг вопрос об успешном исходе военных действий во Вьетнаме, так как контингент американских войск составлял 6,7 от необходимого количества [2].

Применяя альтернативную историю при обучении студентов – гуманитариев политическому анализу необходимо помнить, что это «заключительный этап» формирования необходимых профессиональных компетенций. Когда студенты способны различать базовые идеологические установки, ключевые особенности исторических и действующих политических режимов. При таком условии, знакомство с приёмами альтернативной истории будет способствовать развитию гибкости и нестандартности мышления при принятии политических решений, выработает необходимые навыки политического абстрактного моделирования.

 

Список литературы:

1. Бочаров А.В. Проблема альтернативности исторического развития: авториф.дис. на соискание ученой степени канд. ист. наук/ А.В. Бочаров. – Томск, 2002. – 28 с.

2. Гуларян, А. Б. Жанр альтернативной истории как системный индикатор социального дискомфорта/А.Б. Гуларян [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/f/forum_a_i/doclad1.shtml (Дата обращения: 12.08.2013), свободный.- Загл. с экрана.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.