Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи школьников с интеллектуальной недостаточностью




Апресова Елена Юрьевна *
Лапухина Галина Геннадьевна**

учитель, ГБОУ школа № 565, Россия, г. Санкт-Петербург

Аннотация: использование технологии мнемотехники в работе по развитию связной речи школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица




Библиографическое описание: Апресова Е.Ю., Лапухина Г.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.59-62


Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

Развивать слуховую, зрительную, тактильную память.

Развивать внимание, образное мышление и речь.

Формировать навыки перекодирования информации, то есть преобразования абстрактных символов в образы.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать творческие способности, фантазию.

Совершенствовать лексико-грамматические средства языка, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия, и выразительности.

Суть мнемосхем и заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки учащиеся легко воспроизводят текстовую информацию.

Работа с использованием приемов мнемотехники идет от простого к сложному. В структуре этого приема классически выделяют следующие звенья:

1. Мнемоквадрат

2. Мнемодорожка

3. Мнемотаблица

В мнемоквадратах отражены отдельные слова (названия предметов, признаки предметов, действия предметов). Здесь основой для работы с мнемоквадратами являются наблюдения учащихся по ознакомлению с окружающей действительностью. Чем больше ребенок будет подмечать признаков, действий, знакомится с новыми предметами, тем легче ему будет обозначить их символами. И наоборот, ребенку легче будет перекодировать информацию в словесную форму.

 Мнемодорожки помогают детям правильно построить предложения, простые и сложные.

 Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация. Это схема, которая отображает в знаковой форме какое – либо произведение (загадку, стихотворение, сказку, рассказ).

 Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают учащимся выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 Мнемотаблицы служат дитактическим материалом в работе по развитию связной речи и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Правила использования мнемосхем и мнемотаблиц.

1этап работы – знакомство с приёмом мнемотехники.

 Игра «Что в круге?»

 Цель: научить учащихся условному изображению любых предметов, умению их классифицировать.

Ход игры: Нарисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты — любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг — это что?

Потом можно пойти дальше — предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты — кружочком; мебель, книги, дома — прямоугольником; человека — треугольником. Этим вы закрепляете умение видеть абстрактный образ объекта.

Далее можно поиграть линией. Читая детям любое произведение, предложите быстро нарисовать портрет героя, его образ, выделив в нем самое главное, то, что для него характерно. Необходимо обязательное ограничение времени на изображение: это может быть небольшая пауза в чтении, или можно договориться с ребятами, что они рисуют, пока учитель или ребенок читает до конца предложение. Это необходимо, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.

Похвалите детей и посоветуйте подумать: как можно было бы нарисовать портрет только линией.

2 этап работы, когда ученики только начинают знакомиться с символической аналогией, можно предложить им карточки на выбор для обозначения явления, действия, признака предмета и т.д.

 Обговорите, обыграйте с учащимися эти изображения, чтобы они убедились сами и убедили вас, какая карточка, что означает.

3 этап работы, когда у учащихся уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек - символов. Ученик самостоятельно придумывает свой символ, затем при коллективном обсуждении учащиеся выбирают наиболее подходящий. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества учителя к совместному творчеству ученика с учителем. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии, отбираются наиболее удачные варианты. Здесь педагог выступает как равноправный партнер. Постепенно ученики начинают проявлять творческую самостоятельность, т. е. сами подбирают понятные для них символические аналогии.

4 этап работы, когда ученики научились обозначать отдельные признаки, качества предмета, действия, явления с помощью символов, можно переходить к их использованию для составления мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текстов, при составлении сюжетных рассказов.

- Сначала при заучивании наизусть подбираются такие стихотворения, в которых символами можно заменить почти каждое произносимое слово.

- Не полностью заменять слова символами можно при заучивании стихотворения, в котором есть повторяющиеся несколько раз словосочетания.

- Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова, словосочетания, фразы.

- Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме - плану.

Пересказ рассказа.

1. Чтение педагогом текста и демонстрация картинок.

2. Ответы на вопросы по содержанию. (Языковой разбор текста).

3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицы.

5. Коллективный пересказ.

6. Самостоятельный пересказ текста.

7. Анализ самостоятельных пересказов учащихся.

Этапы работы над стихотворением.

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

2. Сообщение учащимся о том, что они будут учить это стихотворение наизусть. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых – помочь учащимся понять основную мысль.

4. Выявление и объяснение значения непонятых учащимися слов.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (Учащиеся повторяют с опорой на мнемотаблицу).

6. Рассказывание учащимися стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Зарисовывание учащимися мнемотаблицы (по памяти).

Обучение рассказыванию с элементами творчества.

 При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью составлению рассказов с элементами творчества решаются следующие основные задачи:

Формировать умения составлять план будущего рассказа.

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и представления об окружающем.

Развивать словесно-логическое мышление.

Развивать воссоздающее и творческое воображение.

Этапы работы.

Учитель читает начало рассказа.

Проводится разбор содержания рассказа в вопросно-ответной форме.

Совместно с учениками составляется мнемосхема рассказа. Последняя ячейка мнемосхемы представлена в виде знака вопроса (?).

Текст читается ещё раз с опорой на мнемотаблицу и предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.

Придумывание продолжения рассказа учащимися по одному из предложенных вариантов.

Анализ рассказов учащихся.

 Обучение составлению рассказов на заданную тему является наиболее сложным и проводится на заключительной этапе работы.

 Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:

У учащихся увеличивается объём знаний об окружающем.

Появляется желание пересказывать текст, придумывать интересные истории.

Появляется интерес к заучиванию стихов.

Увеличивается словарный запас.

Ученики преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

 

Список литературы:

1. Баландина Л.А. Риторика для малышей. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.-416 с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

3. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память-2: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Учебное пособие/ Рис. А.Ю. Андреевой. СПб. ООО «Светлячок», 2000. – 112 с. с илл.; (серия «Филипок»).

4. ОГурьева, Н. Упражнения по мнемотехнике / Н. Гурьева. СПб.: Светлячок, 2000. - 174 с.

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано».-М., 2007. - 115 с.

4. Усачев, А.В. Мнемотехника мультилингвистического подхода. Труды XL Международной научной студенческой конференции "Студент и научнотехнический прогресс": Информационные технологии. Новосибирск,  НГУ, 2002г. С. 97-103.

5. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2006.

6. Олигофренопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Л.М.Шипицына, В.М.Сорокин, Ю. Б. Зеленская и др.; под ред. Л. М. Шипицыной]. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 336 с. — (Сер. Бакалавриат).

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»