Использование игр как одного из методов профориентационной работы вызывает возрастающий интерес. Игровые методы, направленные на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении, приобретают особую роль во «всемирной активизации человеческого фактора»- важнейшего условия социального, культурного, экономического развития страны. Игра изначально связано с подготовкой ребенка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного и профессионального пути.
С помощью игры обучающийся проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых, повышает уровень информированности о важнейших аспектах профессионального самоопределения: мире профессий, ПВК, рынке труда, познания себя как личности и.т.д. [1].
Одна из таких игр была проведена среди обучающихся 9-х классов образовательных организаций. Деловая игра «Профессии в мире бизнеса» - это помощь в формировании представлений о принципах делового взаимодействия в команде, развитие аналитического мышления у подростков через проигрывание различных ситуаций, избирательность восприятия в ситуации профессионального выбора, умение работать в команде.
Каждый этап игры оценивали эксперты, работающие на площадках; они выставляли компаниям баллы в соответствии с критериями конкурсных заданий. В этот период команды становятся бизнес-компаниями, которые попадают в свободное экономическое пространство для реализации своих возможностей и потенциала.
Получив маршрутные листы, компании проходят несколько Бизнес-площадок, где решают различные задачи и ситуации, (площадка - «Профессии в мире бизнеса») участвуют в деловых мини-играх, а также проявляют способность адаптироваться и активно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности,(«IQ» - задачи на логику и сообразительность, эффективно работать в команде («Эффективная коммуникация»), а также выявить лидерские и организаторские качества участников, на взаимодействие и сплоченность команды, поучаствовать в коллективном процессе создания и воплощения новых идей (площадка- «Event-маркетинг»).
Таким образом, использование игровых технологий в профориентационной работе предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, способствуют формированию навыков и умений, создают атмосферу сотрудничества, помогают более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, а также в выборе образовательно - профессионального маршрута.
Список литературы:
1. Пряжников Н.С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении// Вопросы психологии, 1987, №4, С.92-99.