История развития компьютерных технологий обучения русскому языку как иностранному




Старыгина Галина Михайловна *
Андрейченко Антон Олегович **

к. филол. наук, доцент *
студент**
Амурский государственный университет Россия, г. Благовещенск


Аннотация: В статье рассматриваются этапы становления и развития компьютерных технологий в системе методов обучения РКИ. Характеризуется современный этап информатизации образования, связанный со становлением методики дистанционного обучения РКИ.

Ключевые слова: компьютерные технологии, этапы компьютеризации, средства обучения, методы обучения РКИ.




Библиографическое описание:  Старыгина Г.М., Андрейченко А.О. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.57-58


История развития компьютерные технологий в образовании начитывает всего около 60 лет. Начальным периодом развития компьютерных технологий обучения считается 1954 год, именно в это время появился фундаментальный труд Skinner B.F. «The Science of Learning and Art of Teaching», ознаменовавший новую эру компьютерных технологий обучения.В становлении и развитии компьютерных технологий в образовании можно выделить несколько этапов. Рассмотрим данные этапы применительно к компьютеризации методов РКИ.

Первый этап (1950-1970 г.) характеризуется синтезом разнообразных подходов, разработкой алгоритмов и методов контроля с помощью ЭВМ. Активное внедрение в образовательную практику подобных средств не принесло ожидаемого эффекта, в силу ограниченности функциональности и архитектуры ЭВМ. Поэтому ЭВМ применялись лишь в качестве тренажеров, выполняющих информационную и контролирующую функции [1]. Но в силу технического прогресса в обучении русскому языку стали применяться более простые аппаратно-технические средства – магнитофон, радио, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, что обусловило распространение аудиовизуального и аудиолингвального методов обучения.

На втором этапе (1970-1980 г.) развития компьютерных технологий в образовании связан с созданием персонального компьютера. При этом наблюдался дефицит компьютерной техники, что сдерживало интеграцию технических средств и методов обучения. В данный период в преподавании РКИ получают развитие, так называемые интенсивные методы обучения. В частности, разработан и обоснован суггестокибернетический метод интенсификации обучения [2]. За счет активизации неосознаваемых компонентов запоминания удавалось в короткие сроки доводить до автоматизма большой объем лексико-грамматического материала.

Третий этап (начало 80-х – конец 90-х г.) обусловлен широким распространением компьютерных средств обучения, за счет реализации «Программы информатизации образования». В методике РКИ за счет усложнения технических средств обучения получили развитие и обоснование, такие методы как гипнопедия, ритмопедия, релаксопедия. В данный период в Москве проведена Международная выставка видеокибернетических средств обучения иностранным языка, где Академией наук СССР представлен «интелл-метод», основанный на «эффекте 25-го кадра» и активизации неосознаваемых механизмов памяти.

Четвертый этап (начало 90-х – конец 90-х г.) характеризуется активной разработкой обучающего программного обеспечения для нужд отдельных наук. В это время по компьютерным системам обучения русскому языку защищается ряд диссертационных работ. Основная проблематика была связана с подходами и принципами конструирования обучающих программ, дизайном и эргономикой обучающих систем, отбором видео и аудио материалов для развития различных видов речевой деятельности. Данные идеи поучили воплощение в ряде первых обучающих программ по РКИ: «Читаем газеты по-русски» (А.И. Митин, 1991), «Базовая лексика русского языка в играх и упражнениях. Компьютерный самоучитель» (Э.Г. Азимов, 1990), «Люди, проблемы, мнения. Видеоматериалы по развитию речи. Методическое приложение» (Л.Б. Шамшин, 1993); «Комплекс компьютерных упражнений по обучению чтению» (А.И. Митин, Э.Г. Азимов, 1994), «CASE DETECTIVE» (О.П. Руденко-Моргун, Е.А. Власов, 1994).

Современный этапа развития образовательных технологий в системе РКИ связан с использованием глобальной сети интернет, а так же с изменением архитектуры компьютерной техники [2, с.58]. Особенностями этапа является становление методики дистанционного обучения РКИ. Современный этап информатизации образования связан не только с новыми поколениями компьютеров, сколько с активным использованием в образовательном процессе сетевых учебников, электронных информационно-справочных материалов, интернет-проектов, НКРЯ, приложений смартфонов, виртуальных школ, веб-квестов и др.

Итак, период становления компьютерных технологий насчитывает около 60 лет, за столь короткий промежуток времени роль компьютера в системе обучения РКИ только нарастала. Основные этапы компьютеризации РКИ соотносятся с развитием аудиовизуального, аудиолингвального, интенсивного, дистанционного методов обучения русскому языку иностранцев.

 

Список литературы:

1. Гарцов, А. Д. Технология создания лингвометодических тренажеров на основе авторских инструментальных средств / А. Д. Гарцов. – М. : РУДН, 2013. – 118 с.

2. Красильникова, В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / В. А. Красильникова. – Оренбург. : ОГУ, 2012. – 291 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»