Избирательная система Российской Федерации имеет большую историю, которая начала свое развитее в 90-х годах прошлого века и претерпела ряд реформ. На сегодняшний день стоит уделить внимание вопросу возвращения к некогда господствующей смешанной избирательной системе.
В ежегодном послании к Федеральному Собранию 22декабря 2011года тогда Президент Российской Федерации Д.А. Медведев озвучил планы по масштабной реформе избирательной системы страны. Завершающим этапом данного реформирования явилось принятие в феврале 2014 года Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который закрепил смешанную избирательную систему при формировании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [1].
Появившись впервые на выборах депутатов Государственной Думы первого созыва, смешанная несвязанная система просуществовала до 2007 года, когда на смену ей пришла пропорциональная система формирования нижней палаты парламента. Принятие Федерального закона в феврале 2014 года определило смешанную систему как основной принцип формирования Государственной Думы седьмого созыва.
Возвращение к уже, казалось бы, пройденному для Российской Федерации этапу, не означает безупречности смешанной системы. Скорее всего, данный политический ход был обусловлен несостоятельностью действующей пропорциональной системы, которая вопреки ожиданиям не оправдала себя[4]. Однако, целесообразно ли введение избирательной системы, не оправдавшей себя в период 1993 – 2007 гг.? Изменились ли общественные отношения настолько, что неудача прошлого этапа не повторится вновь?
История любого процесса это всегда развитие. И избирательная система не исключение. Поэтому введение на выборах депутатов Государственной Думы смешанной связанной системы, явилось бы наиболее оптимальным. Российская Федерация как демократическое государство с республиканской формой правления объективно нуждается как в партийном, так и в личном представительстве в нижней палате парламента[2]. Однако, в условиях противоборства политических партий важно сохранить пропорциональность представительства в Государственной Думе, что и гарантирует смешанная связанная система [3].
На сегодняшний день институт смешанной избирательной системы является единственно возможным для применения на федеральном уровне формирования органов государственной власти в Российской Федерации. Однако, необходимо его реформирование.
Список литературы: