Й. Хёйзинга об общих признаках игры в работе «homo ludens. Опыт игрового элемента в культуре»




Федотова Нина Александровна

преподаватель
МБУ ДО «Оганерская детская школа искусств», г. Норильск




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Федотова Н.А. Й. ХЁЙЗИНГА ОБ ОБЩИХ ПРИЗНАКАХ ИГРЫ В РАБОТЕ «HOMO LUDENS. ОПЫТ ИГРОВОГО ЭЛЕМЕНТА В КУЛЬТУРЕ» [Текст] //Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 19-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 13 марта, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 52-53


Йохан Хёйзинга (1872-1945) – выдающийся нидерландский историк и культуролог, изучавший древние языки и культуры Востока, защитивший докторскую диссертацию по истории древнеиндийсской культуры и религии. В мировую историческую науку его имя вошло с опубликованием фундаментального научного исследования «Осень средневековья» (1919), которое было переведено на несколько европейских языков [1, с. 92].

Концепция об игровом начале в культуре вынашивалась учёным тридцать лет. Труд «Homo ludens. Человек играющий» вышел в свет в 1938 г. В это время мир стоял накануне Второй мировой войны, которую не смогли предотвратить даже богатейшие европейские культурные традиции. Й. Хёйзинга делает попытку осмыслить основы культуры, которые могут спасти людей от наступления варварства. Философ находит эту основу в игре. Для Й. Хёйзинги человек является человеком, поскольку обладает способностью быть субъектом игры. Феномен игры объясняет возникновение творчества в его различных формах и проявлениях.

В наши дни проблематика игры и творчества звучит более остро. Игра, по Хёйзинге, старше и «первозданнее» всякой культурной жизни.

Игра – это «…некое поведение, осуществляемое в определенных границах места, времени, смысла, зримо упорядоченное, протекающее согласно добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости» [2, с. 188].

Настроение игры – настроение «…отрешенности и восторга, священное или праздничное, в зависимости от того, является ли игра священнодействием или забавой. Такое поведение сопровождается ощущением напряжения и подъема и приносит с собой снятие напряжения и радость» [2, с. 188].

Й. Хёйзинга делает глубокие замечания относительно форм игры, при этом опираясь на именования игры в греческом языке.

В греческом языке слово «пайдиа», обозначающее игру, имеет значение детской забавы, безделицы. Более высокие формы игры находят поэтому свое выражение в таких терминах, как «агон» – состязание; «схоладзейн» – проводить досуг; «диагоге» – препровождать. Все эти понятия объединяются в одном общем понятии: в латинском «людус» (играть) [2, с. 223-224].

Но в целом, греки не выработали слова, охватывающего всю область игры. «Это следует понимать так, что жизнь эллинского общества во всех её проявлениях была настолько пронизывающе глубоко настроена на игру, что игровой элемент едва ли входил в сознание как нечто особенное» [2, с. 204].

По мере развития культуры расширяются области, где черты игры малозаметны. Культура приобретает всё большую серьёзность. Как кажется, религия, закон и война, техника и ремёсла, знание теряют контакт с игрой.

Вымывание игры из различных сфер говорит об обеднении культуры. Так, «вытеснение кругового танца и танца с фигурами парным танцем (вальс) рассматривается как проявление ослабления культуры. Игровой характер, столь присущий танцу, почти утрачен его современными формами» [2, с. 230].

Остаются лишь некоторые области, напрямую связанные с игрой – это, по Й. Хёйзинге, поэзия, музыка, театр. Они остаются «оплотом игры» в современном обществе. Можно заметить, что к современным сферам, тесно связанным с игрой, следует отнести спорт и масс-медиа.

 

Список литературы:

1.  Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост. Р.А. Гальцева. – М.: Политиздат, 1991. – 366 с.

2.  Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и перевод Д.В. Сильвестрова; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. – СПб.: Изд-во Ивана Лим

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»