+7 989 669 15 15



К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ




*Колосова Наталья Викторовна, **Ходырева Елена Андреевна,

*канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, Северо-Кавказский Федеральный Университет, г. Ставрополь, **студентка 5 курса, Северо-Кавказский Федеральный Университет, г. Ставрополь.

В статье раскрыта сущность образовательной среды, определен характер взаимодействия среды и личности в образовательном процессе. Выделены признаки эффективного взаимодействия и влияния образовательной среды учреждения на развивающуюся личность.

Ключевые слова: Ключевые слова: образовательная среда,взаимодействие,развитие,личность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Современный мир испытывает серьезные изменения в сфере образования. Ведущей тенденцией современной педагогики указывается ориентация на личностное начало человека. В соответствии с современными подходами к образованию необходимо учитывать интересы и предпочтения личности, которая может действовать не только в соответствии с предъявляемыми ей социокультурными образцами, но и (в крайнем случае) обучаться и воспитываться «вопреки» этим образцам.

Формирование личностной сферы индивида осуществляется под воздействием не только целенаправленного образовательного процесса, но и образовательной среды.

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, социологии, философии, экологии, культурологи, указывает на то, что среда признается одним из ведущих факторов развития личности[5, с.35].

Воздействие среды на развитие личности рассматривалось в трудах зарубежных (Я.А. Коменский, Р. Оуэни др.), и отечественных учёных и общественных деятелей (Л.H. Толстой, В.П. Шульгин, О.Б. Крупенина и др.) При усилении внимания к педагогическому аспекту данного понятия ведущей в его трактовке становится категория «взаимодействие».

Выделяются разнообразные виды педагогической среды: предметно-пространственная, природная, социально-педагогическая, эстетическая, образовательная, а так же социокультурная и др. В педагогическом аспекте под средой понимают окружение человека, условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Данные условия оказывают определенное влияние на развитие личности и могут стимулировать или сдерживать данный процесс[6, с.127].

 В трудах С.Д.Дерябко, Н.И.Вьюновой, Д.Б.Беляева, Н.Б.Крыловой, М.М.Князевой, Ю.С.Мануйлова и др. отражена сущность образовательной среды и различные аспекты средовой проблематики.

Современная образовательная среда характеризуется взаимодействием множества локальных образовательных сред, взаимным использованием инноваций, порожденных в образовательном пространстве разных стран. Это, в свою очередь, создает сходные ситуации во многих странах и способствует развитию образовательной сферы в целом, что является проявлением тенденций к интеграции образовательных процессов в разных странах в мировое образовательное пространство[1, с.10; 3].

Как педагогический феномен образовательная среда учебного заведения представляет собой развивающийся континуум временно-пространственных, деятельностных, социально-культурных, информационных, коммуникативных и др. факторов, выступающие как целенаправленно организованные и случайно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и среды в процессе образования. Данное взаимодействие проявляется в форме ситуаций-событий, которые возникают в сферах деловых (учебных) и межличностных контактов, предметно-пространственного и информационного окружения, где обеспечение личностного становления учащихся выступает интегрирующим началом.

В. И. Гинецинский рассматривает образовательный процесс как неотъемлемую сторону сменяющих друг друга специфичных структур социального взаимодействия различного масштаба. Минимальной структурной единицей такого взаимодействия выступает диада «учитель-ученик», максимальной - мировое образовательное пространство [2, с.10].

Состояние учащихся в образовательной среде, их взаимодействие на уровне восприятия, учебно-познавательной деятельности, а также учёт психолого-педагогических особенностей обучающихся приводит к выводу о разноплановом воздействии среды на развитие и саморазвитие личности ученика[4].

 В качестве признаков эффективного взаимодействия и влияния образовательной среды учреждения на развивающуюся личность могут быть выделены:

  • принятие учеником образовательного пространства и переживание своего пребывания в нем в виде чувств привязанности, комфортности, принадлежности к «своему» сообществу;
  • всесторонняя интеграция в среду, осознание для себя возможностей самореализации в учебной и информационной сферах, в области межличностного общения различного уровня - от эпизодического партнерства до ценностно-ориентационного события, дружбы;
  • определение для себя устойчивой сферы взаимодействия (кружки, секции, «команды»), выступающей как, своего рода, референтная группа, обуславливающая открытое, творческое, неформальное общение и саморазвитие.

Проблема взаимодействия среды и личности, развития ее в образовательном процессе актуальна для различных образовательных учреждений. Вопросы эффективности образовательной среды, ее взаимодействия с социальными, культурными процессами, с личностью человека являются предметом перспективного междисциплинарного изучения.

 

Список литературы:

1.    Веряев, А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятия, формирование, свойства / А. А. Веряев, И. К. Шалаев // Педагогика. - 2001. - №3. - С. 10-12.

2.    Гинецинский, В.И. Проблема структурирования образовательного пространства / В. И. Гинецинский // Педагогика. - 2003. - №3. - С. 10-15.

3.    Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования: монография / А. Я. Данилюк. - Ростов-н/Д, 2008. – 440 с.

4.    Коссов, Б. Б. Личность: теория, диагностика и развитие / Б. Б. Коссов. - М.: Академический проект, 2009. - 240 с.

5.    Рубцов В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - М., 2002. – 272 с.

6.        Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»