К вопросу о формировании функциональной грамотности при изучении грамматики на уроках русского языка




Горбунова Светлана *
Тулузакова Галина Николаевна**

учитель, ГБОУ ООШ с. Андреевка Самарской области*
доцент кафедры РЯКРиМП СГСПУ **
Россия, г. Самара




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Горбунова С., Тулузакова Г.Н. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА[Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 13-й международной научно-практической конференции , (г. Махачкала, 30 сентября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 73-75


В настоящее время функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах деятельности. Функциональная грамотность в широком понимании определяется как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В последние десятилетия одним из ведущих направлений современного языкознания стала функциональная лингвистика. Уже сейчас можно говорить о ряде новых аспектов в изучении грамматики в школе по сравнению с традиционной системно-категориальной.

Школьный курс русского языка традиционно сложился как формально-грамматический описательный, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явления и описанием его разновидности. При таком подходе в обучении неизбежно нарушается основной принцип анализа: учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления. Односторонность в анализе порождает привычку поверхностного взгляда на языковое явление, тормозит речевое развитие детей. Следовательно, основополагающим в организации работы должен стать системно-деятельностный подход, о важности которого говорится во многих исследованиях, в частности, в работе Е.П. Прониной и Г.Н. Тулузаковой [1].

Одним из эффективных способов реализации функциональной направленности с применением системно-деятельностного подхода является систематическое и целенаправленное проведение специальных уроков, которые посвящаются наблюдению за использованием изученных грамматических явлений в речи. Организуя работу, следует иметь в виду, что основная цель таких уроков – это формирование и усовершенствование умения проводить элементарный языковой анализ текста. В данном случае в поле зрения учащихся оказываются слова разных частей речи и соответствующие им морфологические категории. Языковые особенности предстают во всей полноте своего функционирования именно в художественном тексте, поэтому на материале художественного текста возможно усвоение всех функций языка. Для того чтобы добиться в подобной работе системности и результативности, новые учебники по русскому языку содержат специальные параграфы, при изучении которых учащиеся систематизируют и обобщают известные им сведения об изобразительно-выразительных особенностях определенной части речи, наблюдают за использованием грамматических категорий в художественных текстах. Также в учебниках предусмотрены задания на использование языковых средств выразительности в собственной речи школьников.

Кроме обязательного лингвистического минимума, обучающиеся должны иметь представление о роли частей речи в достижении точности, информативности и выразительности речи. Для этого должна использоваться специальная система упражнений, цель которых – обеспечить функциональную направленность в изучении грамматических признаков частей речи. Изучение частей речи подготавливает учащихся к похождению систематического курса синтаксиса, обусловливает изучение правил правописания и открывает возможности для использования уроков грамматики в целях развития коммуникативных УУД обучаемых, обогащения их словаря и усвоения ряда правил словоупотребления. Кроме того, изучение частей речи представляет большие возможности для развития логического мышления учащихся, чему способствуют такие логические операции, как выделение грамматических признаков слов, относящихся к разным частям речи, разграничение видовых и родовых понятий, классификация явлений по тем или иным признакам. При изучении всех грамматических правил и определений, особенно сложных, учителю надо предвидеть, какие места в них вызовут наибольшие затруднения у обучаемых. Эти трудные места, по мнению Е.П. Прониной и Г.Н. Тулузаковой [1:139], должны быть доведены до полного осознания всеми учениками, к ним следует заранее подобрать наиболее убедительные примеры, дать больше упражнений, среди которых ввести задания творческого характера, требующие от учеников инициативного применения усвоенного, то есть упражнения, имеющие функциональную направленность. Так, при изучении категории числа имен существительных обращается внимание обучаемых на такие существительные, которые не изменяются по числам. Следовательно, можно и нужно предложить следующие задания.

Задание 1. Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе. Составьте предложение с любой парой слов. Оттепель, праздник, встреча, рассвет.

Задание 2. Напишите «Правила работы» (инструкцию) по изготовлению кулинарного, швейного или любого другого изделия, используя имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Задание 3. Образуйте от данных глаголов имена существительные с помощью суффикса -ениj-. Разберите их по составу и определите род. Все ли их этих существительных образуют форму множественного числа? Составьте предложения со словами, имеющими обе формы числа. Увлекать, сожалеть, удивлять, сотрясать, дрожать, объявлять, раздражать, сокращать.

Предлагая учащимся подобные упражнения, надо заботиться не только об их разнообразии, но и о системе. Необходимо, чтобы система позволяла одновременно вырабатывать разные умения и обеспечивала связь теории с практикой, то есть имела функциональную направленность.

 

Список литературы:

1. Пронина, Е.П. Основы методики преподавания русского языка: системно-деятельностный подход / Е.П. Пронина, Г.Н. Тулузакова. Самара: Изд-во СГПУ, 2009. – 192 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»