К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




Семенова Татьяна Васильевна

Энгельсский технологический институт (филиал), СГТУ имени Гагарина Ю.А.

В статье рассматриваются вопросы теоретического анализа феномена субъективного благополучия. Рассмотрены подходы к изучению субъективного благополучия в отечественных и зарубежных исследователей. Показано влияние воспитательного процесса на формирование субъективного благополучие студента технологического ВУЗа.

Ключевые слова: Ключевые слова: личность,субъективное благополучие,переживание,воспитание.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В последнее время проблема субъективного благополучия наиболее часто становится предметом исследования психологов, социологов, педагогов. Это обусловлено насущной необходимостью для психологической науки определения того, что является основанием для внутренней гармонии личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.

Субъективное благополучие - понятие, которое выражает собственное отношение индивида к своей личности, жизнедеятельности, которые имеют немаловажное значение для личности с точки зрения усвоения нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующее ощущением самоудовлетворенности.

Особенно важным представляется выявление тех связей и факторов благополучия, оказывающих влияние на дальнейшее личностное и профессиональное самоопределение, самореализацию и саморазвитие студентов ВУЗов.

Значительно важные моменты изучения проблемы субъективного благополучия личности масштабно исследованы в трудах М. Аргайла, Л.В. Куликова, К.А. Абульхановой-Славской, Р.М. Шамионова, Г.С. Никифорова, Г.М. Головиной, Т.Н. Савченко, Г.М. Зараковского, В.А. Хащенко, Е.Е. Давыдовой и А.А. Давыдова, А.А. Новик, А. Мишелл, М.В. Соколовой, Р. Инглхарт и других. Однако, проблема субъективного благополучия личности, в частности студентов ВУЗов, исследована недостаточно и требует более широкой дополнительной теоретической разработки вопросов, которые касаются структуры и факторов субъективного благополучия, его взаимосвязей с социально - психологическими и педагогическими образованиями.

Вопросы благополучия, которые рассматриваются в контексте проблематики благосостояния, качества жизни, широко представлены в зарубежных исследованиях. Значительное внимание уделяется субъективным составляющим этого феномена: личностному переживанию, ощущению благополучия. Отечественные исследования благополучия акцентируют свое внимание на выделение и описание объективных критериев качества жизни. Благополучие определяется как показатель состояния общества, который дает представление о развитии общества в целом и о том, как члены этого социума относятся к реальности, в которой живут [3. с.122-132.].

Развивая идеи русского нейрофизиолога П.В. Симонова, Р.М. Шамионов определил иерархию потребностной сферы человека, которые представляют порядок его актуального бытия. Во-первых, это биологические потребности. Во-вторых, социальные потребности, включающие стремление принадлежать к социальной группе и занимать в ней достойное место, иметь привязанность и внимание окружающих, пользоваться их симпатией и уважением. В-третьих, потребности познания окружающего мира и определение своего места в нем, постижение своего предназначения на земле методом присвоения существующих духовно-нравственных ценностей, а также внедрение абсолютно нового, неизведанного предшествующим поколениям.[4. с. 143-148.]

Таким образом, субъективное благополучие, по большей части, относится не к индивидуальному поведенческому акту, но к совокупной оценке «жизни вообще», к удовлетворению тех потребностей, придающим особый смысл в связи с теми же ценностями и установками. Если понимать субъективное благополучие в узком смысле как удовлетворенность субъективно-важных сфер деятельности и поведения, потребностей, то видимо, нужно понимать, что высшей ее формой является самоактуализация .[4. с. 143-148.]

Очевидно, субъективное благополучие существенно расходится у лиц с разными притязаниями и самооценкой, а также их соотношением. Заметно, чем выше уровень притязаний и меньше возможностей их реализации, тем ниже индекс субъективного благополучия, и наоборот, чем больше возможностей их реализации, тем выше благополучие. В этой связи принципиальным становится понимание того, что феномен субъективного благополучия связан не столько с потребностями и их реализацией, а субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе, его стремлениями, представленными в самосознании [2.с.97-105.]

Неустойчивость социально-экономического положения в обществе и сопутствующие ее процессы находят свое отражение на самочувствии, настроении, субъективном благополучии той части общества, к которой по своему социальному статусу относятся студенты высших учебных заведений. Представляется особенно важным определение тех связей и факторов благополучия, влияющих на дальнейшее личностное и профессиональное самоопределение, самореализацию и саморазвитие студентов ВУЗов.

В этой связи положение с воспитанием студенчества постоянно меняется и требует внедрения новых форм воспитательной работы, соответствующих современному поколению.

Под воспитанием студентов необходимо понимать целенаправленную деятельность преподавателей, которая ориентирована на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и общекультурных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Наиболее актуальными задачами воспитательного процесса являются следующие:

  • формирование у студентов высокой нравственной культуры;
  • формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
  • привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
  • сохранение и приумножение историко-культурных традиций вуза, преемственность в воспитании студенческой молодежи;
  • укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению.

Отличительной особенностью воспитательной работы в вузе является то, что эти задачи необходимо объективно совмещать с процессом обучения. Успех от всего комплекса усилий в области воспитания студентов зависит от многих факторов, среди которых, как наиболее значимые выделены:

Рейтинг кафедры.

Рейтинг преподавателя.

Атмосфера учебного заведения.

Рейтинг любой кафедры, в том числе "Гуманитарных наук "зависит от кадрового потенциала (профессорско-преподавательский состав); учебно-методической базы; информационного обеспечения и т.д. На кафедре ГН работают высококвалифицированные специалисты в различных областях социально-гуманитарных знаний. Несмотря на большое количество дисциплин, по каждой из них разработаны комплекты учебно-методического обеспечения. Преподаватели систематически проводят беседы со студентами на самые актуальные темы, обсуждая важнейшие политические, экономические и социальные проблемы нашей страны и мира.

Рейтинг преподавателя зависит от выполнения им следующих условий: стиль изложения (доступность для понимания) дисциплины; последовательность преподавания; используемые формы контроля знаний и систематичность его проведения; объективность оценки знаний студентов; строгое соблюдение расписания занятий; высокое чувство ответственности за качество проведения занятий, внутренняя культура и т.д. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- для успешного воспитания студентов преподавателю нужно работать и над своим воспитанием, причем этот процесс должен быть непрерывным и систематическим;

- стремиться к контакту со студенческой аудиторией и умело управлять ею;

- создавать деловую и доброжелательную обстановку на кафедре и др.

Микроклимат учебного заведения во многом определяет манеру поведения студентов и выработку у них привычек и склонностей, которые способствуют формированию личности.

Особое влияние на результативность учебного процесса и воспитательной работы способно оказать введение стимулов - поощрения на конкурсной основе за лучшие студенческие работы (модульные работы, научные проекты, рефераты и пр.). Это сможет создать базу для развития здорового соревнования, формирование социальной и профессиональной мобильности.

Студенты, которые имеют установку на высокий уровень социальной и профессиональной мобильности, наиболее активны, склонны к социальным достижениям, успеху, материальному благополучию. Можно утверждать, что это наиболее прагматично настроенные студенты.

Замечено, что чем выше ожидаемый студентом ежемесячный заработок, т.е. уровень его материальных притязаний, тем ярче выражены у него такие качества, как объективность, логичность, стремление придерживаться установленных формальных правил, критичность, беспристрастность, а также общительность, склонность к взаимодействию с другими людьми. [1.с.98-103.].

Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. имеет более чем полувековую историю, и всегда считался передовым вузом страны, выпускающим специалистов в области машиностроения и химических технологий, пользующихся заслуженным авторитетом в нашей стране и за рубежом. Необходимо и сегодня, в это нелегкое время, коллективу ЭТИ в целом и каждому преподавателю в отдельности прилагать все усилия, чтобы не только сохранить, но и повысить этот статус.

 

Список литературы:

  1.                 Авраамова Е.М., Шабунова А.А., Логинов Д.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания. / Е.М. Авраамова, А.А. Шабунова, Д.М. Логинов // СОЦИС. - №9. - 2005. - с.98-103.
  2.                   Голованова А.А., Шамионов Р.М. Социальная психология личности./ А.А. Голованова, Р.М. Шамионов. - Саратов: Равновесие, 2009. - с.97-105.
  3.                  Фоломеева Т.В., Серегина И.И. Социальные представления о благополучии./ Т.В. Фоломеева, И.И. Серегина // Мир психологии. - №3. - 2004. - с.122-132.
  4.                Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия./ Р.М. Шамионов // Мир психологии. - №2. - 2002. - с. 143-148.

 

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»