К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ




Татьянина Юлия Андреевна,

соискатель, КемГУ, Россия, г. Кемерово

Статья посвящена вопросу необходимости формирования здоровьесберегающих компетенций образовательными организациями. Приводятся статистические данные заболеваемости старшеклассников, как по России, так и по Кемеровской области. Анализируются основные аспекты необходимости формирования здоровьесберегающих компетенций. Рассматриваются ФГОС и законодательные документы, подчеркивающие роль здорового образа жизни. Учитываются особенности возраста старшего школьника.

Ключевые слова: Ключевые слова: Здоровье,здоровьесберегающие компетенции,старшеклассники,образовательные организации.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Общее образование является базисом любой целостной образовательной системы. Именно на этом уровне закладываются основы интеллектуального, физического и духовно-нравственного становления личности. Качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса.

Именно поэтому одним из интегральных показателей, определяющих культурный потенциал страны, является уровень здоровья детей и подростков. Здоровье подрастающего поколения является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества. Следовательно, современные стратегии образования должны быть направлены на снижение уровня заболеваемости и здоровьесбережение всех субъектов образовательного процесса [1].

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Несмотря на усилия ученых и практиков по созданию соответствующих санитарно-гигиенических, медицинских, содержательно-организационных условий, пока не удается разрешить проблему здоровьесбережения [3].

Формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, формирование здоровьесберегающих компетенций старшеклассников, способствующих осознанию ценности здоровья, активное участие в распространении идей здорового образа жизни является основополагающей идеей современного образования и согласуется с введением в реализацию новых образовательных стандартов и основных документов образовательной политики (под «здоровьесберегающими компетенциями» будем понимать способность использовать знания и умения о здоровье и здоровьесбережении и успешно применять и на практике для решения жизненно важных задач).

К таким документам относится ряд законов и программ Российской Федерации и Кемеровской области (Конституция РФ, национальные проекты «Здоровье» и «Образование», подпрограмма «Здоровое поколение», «Здоровая Россия», федеральная целевая программа «Дети России», демографическая политика РФ до 2025г. и новый закон «Об образовании Российской Федерации»). В этих документах подчеркивается роль и значение здорового образа жизни и физического воспитания молодого поколения, фиксируется потребность в компетентном педагогическом обсуждении с учащимися вопросов здоровья и пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье [4].

В настоящее время в России внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (второго поколения). Впервые в образовательный стандарт включены «Требования к условиям реализации образовательных программ, важнейшей составной частью которых являются «Гигиенические требования к реализации общеобразовательных стандартов», а также методы оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений. Кроме того, в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования включен подраздел «Оценка сформированности здорового образа жизни учащихся». Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится по 3 показателям: по показателю распространенности среди школьников основных факторов риска нарушений здоровья; по показателю информированности учащихся в отношении факторов риска; по показателю сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни [6].

 Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на «создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся». Личностные результаты освоения старшеклассниками основной образовательной программы должны отражать «принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь» [7].

Здоровье человека – результат многих слагаемых. Применительно к старшеклассникам оно складывается из уровня физического, умственного, функционального развития и адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста, а также находится под воздействием факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности. Этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса изменяющихся социальных условий (общеобразовательная школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность). Сложное взаимодействие биологических и средовых факторов, к которым организм старшего школьника более чувствителен, чем организм взрослого, формирует состояние здоровья подрастающего поколения [6].

Возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, является сензитивным, поскольку именно в этот период личность открывает свой внутренний мир, у нее формируются жизненно важные ценности, взаимоотношения с окружающими, происходит осознание собственного «Я». Стоит заметить, что возраст старшего школьника наименее защищен и наиболее подвержен воздействию негативных факторов. Это говорит о том, что теоретических знаний о гигиене, о своем организме, о том, как вести здоровый образ жизни у школьников недостаточно, а у некоторых их совсем нет. И даже те знания, которые они имеют, как оказывается, недостаточны для полноценной здоровой жизни.

Современные российские школьники старшего возраста все более осознают необходимость сохранения и укрепления здоровья, а также высоко оценивают роль других факторов в формировании высокого качества своей жизни. При самооценке качества жизни учащимися состояние здоровья является приоритетным фактором, определяющим удовлетворенность уровнем своей жизни.

Кроме того, родители уделяют недостаточное внимание своим детям в вопросах профессионального самоопределения, адекватного состоянию здоровья школьника, а также не способствуют приобретению детьми необходимых для жизни здоровьесберегающих компетенций, избегают решения других медико-социальных и психологических проблем. Часто родители не обладают достаточными знаниями в области анатомо-физиологических и психологических особенностей развития своих детей. Так как педагоги взаимодействуют с подрастающим поколением на протяжении длительного периода времени, именно они способны изменить ситуацию, направить учеников и их родителей в сторону сохранения собственного здоровья.

Значительное место в формировании здоровьесберегающих компетенций, и как следствия, высокого качества жизни современных подростков, занимают взаимоотношения с друзьями. Их взаимное влияние в создании образа жизни и может быть направлено, как на формирование здорового поведения, так и на формирование вредных привычек и пристрастий, вплоть до саморазрушения.

Именно поэтому перед образовательными организациями стоит сложная задача, с одной стороны, развить самостоятельность учащихся, способность ориентироваться в современном мире, способность успешно продолжать образование, развиваться на протяжении всей своей жизни, но с другой стороны, сохранить здоровье, научить старшеклассников осознавать последствия негативных факторов, нести ответственность за свое здоровье и за здоровье окружающих. Тогда, обладая определенным объемом здоровьесберегающих компетенций, школьники будут подталкивать друг друга к ведению здорового образа жизни.

Проблема роста заболеваемости за период обучения в общеобразовательной школе в настоящее время остается одной из острых и нерешенных. Статистические данные (2011г.) свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, а в ней они проводят до 70% времени, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Как показывают исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, доля влияния факторов школьной среды составляет около 20%.

Исследования различных авторов показывают, что до 80 % школьников страдают от гиподинамии. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние учащихся ухудшается в 4–5 раз, они приобретают различные заболевания: сколиоз, нарушение осанки, зрения, пищеварения. В некоторых школах число здоровых учеников составляет всего 1%. Вот такой контингент выпускников школ и пополняет ежегодно студенческую среду. [4]

Данные профилактических осмотров школьников старших классов и углубленные исследования, проводимые научными коллективами в разных регионах Российской Федерации, свидетельствуют о более значительной, по сравнению с данными обращаемости (официальной статистики), распространенности хронических патологий, функциональных расстройств, нарушений физического развития среди детей, подростков и молодежи [6].

Физическое развитие является одним из критериев оценки состояния здоровья школьников. Сейчас одновременно с ростом заболеваемости подростков наблюдается увеличение числа юношей и девушек, имеющих отклонения в физическом развитии.

В настоящее время характерной чертой образа жизни подростков старшего возраста является низкая физическая активность, являющаяся причиной ухудшения физической подготовленности школьников и учащихся системы начального профессионального образования.

Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья подростков приводят к таким негативным социальным последствиям как: проблемы в получении общего образования, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства, увеличение материальных затрат на медико-социальную поддержку нетрудоспособного населения и др. [6].

Это подтверждают и сведения заболеваемости по Кемеровской области. За последние 5 лет заболеваемость учащихся выросла на 10,9 %. Согласно данным по Кемеровской области: на первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, а на третьем – болезни глаз [2].

Педагоги, осознающие свою ответственность за неблагополучное состояние здоровья учащихся, видят решение проблемы в овладении необходимыми здоровьесберегащими образовательными технологиями и компетенциями. Реализация компетентностного подхода в сфере здоровьесбережения поможет решить основные задачи по укреплению здоровья и будет способствовать формированию здоровьесберегающих компетенций [5].

Компетентностный подход является наиболее приоритетным в обновлении системы образования на современном этапе. Так как именно в образовательном процессе, построенном на основе данного подхода, устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям, направленность на практику.

За период обучения в школе формируется определенный объем анатомо-физиологических, санитарно-гигиенических и медико-биологических знаний, которые содействуют более осознанному восприятию здоровьесберегающих компетенций. Следовательно, развитие здоровьесберегающих компетенций учащихся будет способствовать их социальной, и в будущем, профессиональной мобильности.

От уровня сформированности здоровьесбрегающих компетенций школьников будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в регионах страны в последующие десятилетия, уровень социального и экономического развития.

Таким образом, формирование здоровьезберегающих компетенций старшеклассников является сложной, но необходимой деятельностью образовательных организаций.

 

Список литературы:

1. Вергунова, В.М., Лейфа, А.В. Здоровьесбережение старшеклассников в период подготовки к государственной итоговой аттестации: учебно-методическое пособие / В.М.Вергунова, А.В. Лейфа. – Благовещенск: Изд-во ГОАУ ДПО «Амурский областной ИРО», 2011. – 101 с.

2. Доклад «О состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2011 году», [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, 2011. – Режим доступа: http://gosdoklad.kuzbasseco.ru/2011/chast-v-vliyanie-ekologicheskix-faktorov-sredy-obitaniya-na-zdorove-naseleniya/razdel-1-mediko-demograficheskie-pokazateli-zdorovya-naseleniya/, свободный.

3. Кизласов, С.К. Формирование ключевых компетенций старшеклассников / С.К. Кизласов // Физическая культура в школе. - 2011. - №5. – С.14-15.

4. Палаткин, И.В. Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов в системе высшего педагогического образования / И.В. Палаткин // Сибирский педагогический журнал. – 2012. - №4. – С.222-226.

5. Радченко, М.П., Плющ, И.В. Здоровьесберегающая компетентность как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения / М.П. Радченко, И.В. Плющ // Сибирский учитель. - 2008. - №4. – С.28-31.

6. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). – М.: Изд-во «Научный центр здоровья детей РАМН», 2010. – 54 с.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс] // Официальный сайт, 2012. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408, свободный.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»