Общее образование является базисом любой целостной образовательной системы. Именно на этом уровне закладываются основы интеллектуального, физического и духовно-нравственного становления личности. Качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса.
Именно поэтому одним из интегральных показателей, определяющих культурный потенциал страны, является уровень здоровья детей и подростков. Здоровье подрастающего поколения является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества. Следовательно, современные стратегии образования должны быть направлены на снижение уровня заболеваемости и здоровьесбережение всех субъектов образовательного процесса [1].
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Несмотря на усилия ученых и практиков по созданию соответствующих санитарно-гигиенических, медицинских, содержательно-организационных условий, пока не удается разрешить проблему здоровьесбережения [3].
Формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, формирование здоровьесберегающих компетенций старшеклассников, способствующих осознанию ценности здоровья, активное участие в распространении идей здорового образа жизни является основополагающей идеей современного образования и согласуется с введением в реализацию новых образовательных стандартов и основных документов образовательной политики (под «здоровьесберегающими компетенциями» будем понимать способность использовать знания и умения о здоровье и здоровьесбережении и успешно применять и на практике для решения жизненно важных задач).
К таким документам относится ряд законов и программ Российской Федерации и Кемеровской области (Конституция РФ, национальные проекты «Здоровье» и «Образование», подпрограмма «Здоровое поколение», «Здоровая Россия», федеральная целевая программа «Дети России», демографическая политика РФ до 2025г. и новый закон «Об образовании Российской Федерации»). В этих документах подчеркивается роль и значение здорового образа жизни и физического воспитания молодого поколения, фиксируется потребность в компетентном педагогическом обсуждении с учащимися вопросов здоровья и пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье [4].
В настоящее время в России внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (второго поколения). Впервые в образовательный стандарт включены «Требования к условиям реализации образовательных программ, важнейшей составной частью которых являются «Гигиенические требования к реализации общеобразовательных стандартов», а также методы оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений. Кроме того, в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования включен подраздел «Оценка сформированности здорового образа жизни учащихся». Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится по 3 показателям: по показателю распространенности среди школьников основных факторов риска нарушений здоровья; по показателю информированности учащихся в отношении факторов риска; по показателю сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни [6].
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на «создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся». Личностные результаты освоения старшеклассниками основной образовательной программы должны отражать «принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь» [7].
Здоровье человека – результат многих слагаемых. Применительно к старшеклассникам оно складывается из уровня физического, умственного, функционального развития и адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста, а также находится под воздействием факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности. Этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса изменяющихся социальных условий (общеобразовательная школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность). Сложное взаимодействие биологических и средовых факторов, к которым организм старшего школьника более чувствителен, чем организм взрослого, формирует состояние здоровья подрастающего поколения [6].
Возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, является сензитивным, поскольку именно в этот период личность открывает свой внутренний мир, у нее формируются жизненно важные ценности, взаимоотношения с окружающими, происходит осознание собственного «Я». Стоит заметить, что возраст старшего школьника наименее защищен и наиболее подвержен воздействию негативных факторов. Это говорит о том, что теоретических знаний о гигиене, о своем организме, о том, как вести здоровый образ жизни у школьников недостаточно, а у некоторых их совсем нет. И даже те знания, которые они имеют, как оказывается, недостаточны для полноценной здоровой жизни.
Современные российские школьники старшего возраста все более осознают необходимость сохранения и укрепления здоровья, а также высоко оценивают роль других факторов в формировании высокого качества своей жизни. При самооценке качества жизни учащимися состояние здоровья является приоритетным фактором, определяющим удовлетворенность уровнем своей жизни.
Кроме того, родители уделяют недостаточное внимание своим детям в вопросах профессионального самоопределения, адекватного состоянию здоровья школьника, а также не способствуют приобретению детьми необходимых для жизни здоровьесберегающих компетенций, избегают решения других медико-социальных и психологических проблем. Часто родители не обладают достаточными знаниями в области анатомо-физиологических и психологических особенностей развития своих детей. Так как педагоги взаимодействуют с подрастающим поколением на протяжении длительного периода времени, именно они способны изменить ситуацию, направить учеников и их родителей в сторону сохранения собственного здоровья.
Значительное место в формировании здоровьесберегающих компетенций, и как следствия, высокого качества жизни современных подростков, занимают взаимоотношения с друзьями. Их взаимное влияние в создании образа жизни и может быть направлено, как на формирование здорового поведения, так и на формирование вредных привычек и пристрастий, вплоть до саморазрушения.
Именно поэтому перед образовательными организациями стоит сложная задача, с одной стороны, развить самостоятельность учащихся, способность ориентироваться в современном мире, способность успешно продолжать образование, развиваться на протяжении всей своей жизни, но с другой стороны, сохранить здоровье, научить старшеклассников осознавать последствия негативных факторов, нести ответственность за свое здоровье и за здоровье окружающих. Тогда, обладая определенным объемом здоровьесберегающих компетенций, школьники будут подталкивать друг друга к ведению здорового образа жизни.
Проблема роста заболеваемости за период обучения в общеобразовательной школе в настоящее время остается одной из острых и нерешенных. Статистические данные (2011г.) свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, а в ней они проводят до 70% времени, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Как показывают исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, доля влияния факторов школьной среды составляет около 20%.
Исследования различных авторов показывают, что до 80 % школьников страдают от гиподинамии. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние учащихся ухудшается в 4–5 раз, они приобретают различные заболевания: сколиоз, нарушение осанки, зрения, пищеварения. В некоторых школах число здоровых учеников составляет всего 1%. Вот такой контингент выпускников школ и пополняет ежегодно студенческую среду. [4]
Данные профилактических осмотров школьников старших классов и углубленные исследования, проводимые научными коллективами в разных регионах Российской Федерации, свидетельствуют о более значительной, по сравнению с данными обращаемости (официальной статистики), распространенности хронических патологий, функциональных расстройств, нарушений физического развития среди детей, подростков и молодежи [6].
Физическое развитие является одним из критериев оценки состояния здоровья школьников. Сейчас одновременно с ростом заболеваемости подростков наблюдается увеличение числа юношей и девушек, имеющих отклонения в физическом развитии.
В настоящее время характерной чертой образа жизни подростков старшего возраста является низкая физическая активность, являющаяся причиной ухудшения физической подготовленности школьников и учащихся системы начального профессионального образования.
Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья подростков приводят к таким негативным социальным последствиям как: проблемы в получении общего образования, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства, увеличение материальных затрат на медико-социальную поддержку нетрудоспособного населения и др. [6].
Это подтверждают и сведения заболеваемости по Кемеровской области. За последние 5 лет заболеваемость учащихся выросла на 10,9 %. Согласно данным по Кемеровской области: на первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, а на третьем – болезни глаз [2].
Педагоги, осознающие свою ответственность за неблагополучное состояние здоровья учащихся, видят решение проблемы в овладении необходимыми здоровьесберегащими образовательными технологиями и компетенциями. Реализация компетентностного подхода в сфере здоровьесбережения поможет решить основные задачи по укреплению здоровья и будет способствовать формированию здоровьесберегающих компетенций [5].
Компетентностный подход является наиболее приоритетным в обновлении системы образования на современном этапе. Так как именно в образовательном процессе, построенном на основе данного подхода, устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям, направленность на практику.
За период обучения в школе формируется определенный объем анатомо-физиологических, санитарно-гигиенических и медико-биологических знаний, которые содействуют более осознанному восприятию здоровьесберегающих компетенций. Следовательно, развитие здоровьесберегающих компетенций учащихся будет способствовать их социальной, и в будущем, профессиональной мобильности.
От уровня сформированности здоровьесбрегающих компетенций школьников будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в регионах страны в последующие десятилетия, уровень социального и экономического развития.
Таким образом, формирование здоровьезберегающих компетенций старшеклассников является сложной, но необходимой деятельностью образовательных организаций.
Список литературы:
1. Вергунова, В.М., Лейфа, А.В. Здоровьесбережение старшеклассников в период подготовки к государственной итоговой аттестации: учебно-методическое пособие / В.М.Вергунова, А.В. Лейфа. – Благовещенск: Изд-во ГОАУ ДПО «Амурский областной ИРО», 2011. – 101 с.
2. Доклад «О состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2011 году», [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, 2011. – Режим доступа: http://gosdoklad.kuzbasseco.ru/2011/chast-v-vliyanie-ekologicheskix-faktorov-sredy-obitaniya-na-zdorove-naseleniya/razdel-1-mediko-demograficheskie-pokazateli-zdorovya-naseleniya/, свободный.
3. Кизласов, С.К. Формирование ключевых компетенций старшеклассников / С.К. Кизласов // Физическая культура в школе. - 2011. - №5. – С.14-15.
4. Палаткин, И.В. Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов в системе высшего педагогического образования / И.В. Палаткин // Сибирский педагогический журнал. – 2012. - №4. – С.222-226.
5. Радченко, М.П., Плющ, И.В. Здоровьесберегающая компетентность как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения / М.П. Радченко, И.В. Плющ // Сибирский учитель. - 2008. - №4. – С.28-31.
6. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). – М.: Изд-во «Научный центр здоровья детей РАМН», 2010. – 54 с.
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс] // Официальный сайт, 2012. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408, свободный.