Значения слова «гармония» (αρμονία), приведены в древнегреческо-русском словаре. Так, у Гомера (Х-IХ в. до н.э.) оно переводится как скрепа (γόμφοι καὴ ἁρμονιαί, соглашение, договор; Эсхил (525-456 гг.до н.э) понимает его как установление, порядок (Διός), а Пиндар (522-422 до н.э) – как музыкальный строй, лад (Λυδίᾳ σὺν ἁρμονίᾳ μέλος).У Геродота (484-424 гг. до н.э.), слово «гармония» толкуется в прикладном смысле как паз, щель (τὰς ἁρμονίας πακτοῦν τινι) у Эврипида (480-405 гг. до н.э.)служит обозначением душевного склада, характера (γυναικῶν)), у Платона (427-347 г.г.до н.э.) означает слаженность, соразмерность (ἐν τῷ σώματι). Свое наиболее близкое современному пониманию слово «гармония» – стройность (ἐν τοῖς φθόγγοις καὴ ἔργοις τῶν φερομένων ἄστρων) – приобрело в толковании Платона и Аристотеля (384-322).
Философское и эстетическое значение этого слова возникает в учении Пифагора и пифагорейцев (VI-IV вв. до н. э.).Пифагор – одна из значимых фигур в истории науки, философии и эзотерике. Учение Пифагора говорит о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточных и западных эзотерических школ и инициирован в египетские, вавилонские и халдейские мистерии, постигая их более двадцати лет. В письменных сообщениях древних авторов он описывается как великий посвященный. Пифагору принадлежит само создание термина «философ» (человек, который пытается понять), пришедшее на смену понятию «мудрец» (человек, который знает) [1, 242]. Концепция гармонии пифагорейской школы включает в себя представление о гармоничности мироздания, противостоящей хаосу. Пифагор признает началами всех вещей «числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями».Выдающимися музыкальными теоретиками пифагорейской школы были Филолай и Архит, которые разрабатывали математические основания древнегреческой (музыкальной) гармонии. Пифагорейцам были свойственны элементы диалектики. Им принадлежит определение гармонии как единства противоположностей: «Гармония вообще возникает из противоположностей. Ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разнообразного... Если бы все вещи были подобны и не отличались друг от друга, то не было бы необходимости в гармонии, которая осуществляет единство разнообразного и противоположного» [2,102]. Величественная картина пифагорейской гармонии мира, музыки сфер, демонстрировалась на примере музыкального микрокосма, где начальные священные четыре числа (1-2-3-4) обнаруживают прекрасную и вечную гармонию, поддерживая лад песни, музыки отношениями консонансов (2:1, 3: 2, 4: 3) так же, как божественные числа и образуемая ими гармония поддерживают все мироздание…» [3,65]. Пифагор слышал музыкальную волну, исходящую от отдельных светил. Ему одному из всех живущих на земле были понятны и слышны космические звуки. Учение о «гармонии сфер», «музыке сфер», слышать которую мог лишь человек, испытавший искус пятилетнего молчания облекалось пифагорейцами в скрытой форме и с помощью вокального и инструментального музицирования способствовало гармонизации мышления и внутреннего состояния.
Список литературы:
1. Менли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистическойи розенкрейцеровской символической философии. - СПб: СПИКС, 1994. Режим доступа: http://www.obretenie.info/txt/pifagor/holl2.htm
2. Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория. - М: Наука, 1973. - 256 с.
3. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. –Режим доступа: http://vzms.org/Piph.htm