К вопросу о понятии «правоохранительная деятельность» и органах ее осуществляющих




Коннов И.А.

Дзержинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Дзержинск.

В статье дается общая характеристика правоохранительной деятельности государства через описание предмета, объекта правоохраны и правоохранительных функций.

Ключевые слова: Ключевые слова: правоохранительная деятельность,правоохранительные органы,правоохранительная система.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Конституция Российской Федерации, 20-летие которой отмечается в настоящее время, оказывает непосредственное влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. 

Одной из основных функций действующей Конституции является защита основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. Выполнение данной функции обеспечивается специально создаваемыми государством правоохранительными органами, а деятельность этих органов именуется правоохранительной.

В современной российской литературе вопрос о сущности понятия «правоохранительная деятельность» является дискуссионным и вызывает немало споров среди ученых - правоведов и практиков по поводу терминов «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность». Нормативно данные понятия не определены, не определен и перечень тех органов, которые относятся к правоохранительным. Хотя в некоторых правовых актах указанные понятия используются [8].

В Конституции Российской Федерации в статье 72 отмечается, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата [9].

Считается, что центральным звеном системы обеспечения правопорядка в стране являются правоохранительные органы. Правоохранительные органы представляют собой обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи, наделенных властными полномочиями и осуществляющих правоохранительную деятельность в пределах своей компетенции [7,с.95].

Из истории развития отечественной науки известно, что первоначально к числу правоохранительных органов относили только суд и прокуратуру. В дальнейшем круг правоохранительных органов стал расширяться. К ним дополнительно стали относить органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности, арбитража, нотариата, органы народного контроля, ведомственные инспекции, некоторые комиссии местных органов власти, а также общественные организации с правоохранительными функциями (добровольные народные дружины, комиссии по делам несовершеннолетних) [2,с.120].

В последующем было предложено различать специальные правоохранительные органы и органы государства, которые, наряду с правоохранительной функцией, осуществляют и другие государственные функции.

В систему правоохранительных органов современной России помимо государственных органов включаются и негосударственные организации [4,с.8]. Что касается государственных правоохранительных органов, то они представляют органы исполнительной, судебной и контрольной власти в зависимости от выполняемых ими задач. При этом в части выполнения государственных задач по борьбе с преступностью и иными правонарушениями, то они входят в полномочия определенных правоохранительных органов, а именно: органов судебной власти (судов общей юрисдикции и т. д.), органов исполнительной власти (органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля, федеральной таможенной службы и т. д.) и контрольных органов (прокуратуры и т. д.).

В свою очередь, правоохранительные органы исходя из полномочий (компетенции), разграничивающих их подведомственность, подследственность выполняют функции оперативно-розыскной деятельности, выявления, регистрации и рассмотрения сообщений о происшествиях, предупреждения, пресечения и раскрытия преступных посягательств, предварительного расследования и осуществления правосудия по уголовным делам и др.

Юридической наукой и практикой выработаны признаки, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным:

-     правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое);

-     правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О полиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, «О Федеральной службе безопасности» и т. д.;

-     правоохранительные органы создаются в целях осуществления той или иной правоохранительной функции. Суды создаются для отправления правосудия, прокуратура – для осуществления прокурорского надзора и т.д.;

-     правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять меры юридического воздействия, меры принуждения.

Многие ученые и авторы учебников определяют понятие «правоохранительные органы» через категорию «правоохранительная деятельность».

В современной юридической литературе можно найти много точек зрения на определение сущности и содержания правоохранительной деятельности.

Так, профессор Т.М. Шамба рассматривает данный вид деятельности в узком и широком смысле [5,с.9,11,20].

В узком значении правоохранительная деятельность понимается автором как непосредственная охрана установленного законом порядка общественных отношений, то есть борьба с правонарушителями путем привлечения виновных к юридической ответственности.

В широком смысле - как не только непосредственная охрана сложившихся общественных отношений, но и поддержание, укрепление правопорядка, создание благоприятных условий для беспрепятственного осуществления всеми субъектами своих прав и обязанностей.

Н.В. Витрук считает, что правоохранительная деятельность связана только с устранением возникших преград и препятствий в процессе реализации прав и свобод граждан, а профилактику правонарушений относят к самостоятельному виду деятельности, не входящему в правоохранительную [1,с.66].

По мнению Н.А. Петухова правоохранительная деятельность – это деятельность государства в лице его специальных уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию [3,с.14].

Обобщая взгляды ученых, выделяются основные черты, характеризующие правоохранительную деятельность:

-     Назначение правоохранительной деятельности заключается в том, что она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

-     Для начала правоохранительной деятельности, как правило, должен быть в наличии повод, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимости его предупреждения.

-     Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (то есть определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательством), а в некоторых случаях – исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Что касается процессуальной формы, под ней понимается установленный процессуальным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий.

-     Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то законом субъектами, наделенными для этого определенными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование.

-     В ряде случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

-     Законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

В юридической литературе выделяют следующие виды правоохранительной деятельности:

- конституционный контроль;

- осуществление правосудия;

- прокурорский надзор и защита государственных интересов в суде;

- расследование преступлений;

- выявление и раскрытие преступлений и связанные с этим оперативно-розыскная деятельность, охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений;

- обеспечение исполнения судебных решений;

- оказание квалифицированной юридической помощи и юридических услуг по защите и обеспечению прав.

Среди отечественных ученых имеет место спор по вопросам содержания и субъектного состава правоохранительной деятельности. По каждому из этих вопросов можно выделить по две позиции.

1. По содержанию правоохранительная деятельность либо ограничивается действиями по борьбе с конкретными, уже совершенными правонарушениями и устранению их последствий, либо предполагает и создание максимально благоприятных условий для беспрепятственной и качественной реализации права в целом, субъективных прав и юридических обязанностей в частности.

2. Правоохранительная деятельность рассматривается либо как деятельность исключительно государственных органов»; либо как деятельность и государственного, и негосударственного характера.

По нашему мнению, правоохранительная деятельность является универсальным социальным явлением, и, в силу этого, её нельзя сводить к деятельности только государственных органов, тем более специальных. Она так или иначе осуществляется и некоторыми общественными объединениями, и большинством государственных органов.

В качестве субъектов правоохранительной деятельности могут выступать различные общественные комитеты, группы, общества, союзы, фонды, центры, ассоциации и другие общественные объединения. Последние, удельный вес правоохранительных функций, которых преобладает над остальными, принято называть общественными (неправительственными) правозащитными объединениями (организациями или учреждениями).

Таким образом, правоохранительную деятельность относительно субъектов её осуществляющих можно разделить на два вида: государственную правоохранительную деятельность и правоохранительную деятельность негосударственного характера.

Универсальность правоохранительной деятельности проявляется и в её содержании, она не может ограничиваться лишь действиями только в отношении конкретных правонарушений. Цель этой деятельности состоит как в охране правового порядка и его защите, выраженной в борьбе с уже совершенными правонарушениями, так и в создании необходимых условий для беспрепятственной реализации правовых норм.

Рассмотрение правоохранительной деятельности как системы имеет важное теоретическое значение, так как она не может существовать сама по себе лишь как совокупность действий. Существуют субъекты, осуществляющие эту деятельность, объекты, которые обслуживаются этой деятельностью, принципы, в соответствии с которыми она реализуется.

В юридической науке и законодательстве выделяются, как правило, три основных объекта правоохранительной деятельности и правоохранительной системы: в первую очередь - личность, во вторую - общество, в третью очередь - государство.

Общество и государство выступают также в качестве субъектов правоохранительной деятельности, а отдельные граждане - в качестве субъектов конкретных правоохранительных действий. Такая аналогия между объектами и субъектами правоохранительной деятельности объясняется тем, что последняя осуществляется и непосредственно заинтересованными в значимых для себя положительных результатах этой деятельности субъектами. Кроме того, должностные лица правоохранительных органов, будучи субъектами правоотношений, сами нуждаются в правоохранительном обслуживании.

В силу указанной аналогии выделяются более конкретные объекты правоохранительной деятельности, приближенные к её целям и производные от личности, общества и государства.

По нашему мнению такими объектами являются:

- права и свободы отдельной личности, отдельного гражданина, его правовой статус;

- общественные материальные и духовные ценности, система общественных отношений и норм поведения, законные интересы общества, коллективов и других объединений граждан по различным признакам;

- интересы государства, его законодательство, суверенитет и территория, статус государственных органов и их должностных лиц.

Возможно, в качестве некоего комплексного объекта правоохранительной системы рассматривать правовую защищенность граждан, общественных объединений, органов государства и т.д.

Подводя итог вышеизложенного предоставляется возможным сделать вывод о том, что правоохранительная деятельность - это основанная на законе деятельность государства через уполномоченные органы, направленная на обеспечение правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану прав и законных интересов общества, государства, противодействие и недопущение правонарушений различного характера, посредством применения мер принудительного характера.

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренные нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка.

Правоохрана представляет одну из главных объективно обусловленных функций государства, выступающего в роли субъекта управления, организующего жизнедеятельность общества, успешность которого возможна только в условиях обеспеченности должного правопорядка. С этих позиций правоохранительная деятельность государства, как субъекта управления представляет функцию социального управления.

Организация этой функции выполняется государством посредством создания правоохранительной системы, включающей соответствующие правоохранительные органы, одним из которых являются органы внутренних дел, а также обеспечением необходимых условий для деятельности общественных организаций и иных субъектов, включенных в правоохранительный процесс.

Эти органы именуются правоохранительными, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией Российской Федерации, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Список литературы:

Монографии, диссертации:

  1. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009. - 259 С.
  2. Мураметс О. Ф., Шамба Т. М. Правопорядок в развитом социалистическом обществе. М., 1979. – 176 С.
  3. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо : Российская академия правосудия, 2010. - 432 С.
  4. Чернышева И. В. Краткий курс по правоохранительным органам: учеб. пособие / И. В. Чернышева, А. А. Рождествина. - 4-е изд., перераб. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 143 С.
  5. Шамба Т. М. КПСС и органы охраны правопорядка. М., 1979.

Статьи из журнала:

  1. Жадан В. Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов / В. Н. Жадан // Молодой ученый. - 2013. - 8. - С. 290-294.
  2. Сутурина М.Н. К вопросу о правоохранительной деятельности // Вестник Уфимского юридического института МВД России. № 2 - Уфа: Изд-во Уфим. юрид. ин-та МВД России, 2011. – С.94-98.

Нормативные документы:

  1. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Собрание законодательства РФ, 22.04.1996, № 17, ст. 1958.

Источник из интернета:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm (дата обращения: 15.01.2014).
  2. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15761 (дата обращения: 15.01.2014).
  3.  Юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/45817(дата обращения: 15.01.2014).
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»