К вопросу о соотношении общей и частных самооценок личности




Русина Светлана Александровна

ведущий психолог , ФГБОУ ВО ««Алтайский государственный педагогический университет», РФ, г. Барнаул

Аннотация: В статье анализируется проблема природы общей самооценки личности. Рассматривается возможность представления ролевого профиля самооценки. Автор анализирует различные подходы к проблеме соотношения общей и частных самооценок личности и делает выводы о возможности представления общей самооценки как совокупности ролевых самооценок, присущей конкретной личности в данный период ее жизнедеятельности.

Ключевые слова: самооценка личности, студент, ролевая самооценка, ролевой профиль самооценки.




Библиографическое описание:  Русина С.А. К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ И ЧАСТНЫХ САМООЦЕНОК ЛИЧНОСТИ [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 50-52


В связи с преобразованиями современной системы высшего образования, претерпевает изменения и структурно-функциональный образ современного студента. Требования к определенным личностным качествам (интегративным свойствам), моделям поведения, способам самоорганизации, обусловленных спецификой студенческой деятельности, актуализируют у обучающейся молодежи необходимость быть субъектами собственного поведения и жизнедеятельности, самостоятельно выстраивать перспективы своего личностного и профессионального развития, находить пути и средства их реализации, преодолевать кризисы. При этом степень сформированности оценочных качеств студента (самооценка), оказывает то или иное влияние на проявление уверенности в себе, выбор путей самосовершенствования, умение включаться в сферу конкретной деятельности, эффективность межличностного общения.

Анализ научной литературы последнего десятилетия выявил основные направления исследований в области генезиса, условий, механизмов самооценки, а также путей ее оптимизации. Проблеме развития самосознания и становления самооценки в детском и подростковом возрасте посвящено исследование Т. В. Галкиной [1], в работах О. Н. Молчановой внимание уделяется созданию целостной картины самооценочной реальности личности, в том числе, вопросу о процессуально-динамической стороне самооценки [2]. К. А. Филиппова исследовала специфику формирования самооценки у студентов гуманитарного вуза [3], Д. А. Марьяненко - cвязь черт личности с особенностями ее актуальной самооценки [4]. Самооценку как фактор успешности социально-психологической адаптации студентов изучает Е. И. Ивченко [5]. С.И. Смирнова исследует особенности личностной самооценки учащихся с ЗПР [6]. Т. Ю. Некрасовой обнаружены интересные факты в особенностях реагирования в ситуации «угрозы Я» в зависимости от типа самооценки [7] и т.д.

В большинстве своем авторский интерес направлен на различные аспекты общей самооценки и лишь в редких случаях предметом изучения является частная самооценка. Анализ различных подходов позволил сформулировать следующим теоретические обобщения.

  1. 1.  Многоликость авторских подходов и определений порождает вариативность в определении самооценки. Самооценка (англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [8]. Общая самооценка личности – это не автономная, одномерная переменная и не просто сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т. е. оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам [2, с. 69].
  2. 2.  Одним из дискуссионных остается вопрос соотношения общей и частных самооценок личности: является ли общая самооценка личности одномерным конструктом или это совокупность определенным образом взаимосвязанных между собой частных самооценок; как частные самооценки структурируются в общую самооценку, «восходящая» или «нисходящая» теория регулирует отношения соподчиненности данных самооценок [2, с. 70].
  3. 3.  Являясь прижизненным личностным образованием, самооценка социальна по своей природе и ее формирование происходит в системе общественных отношений человека, посредством освоения социальных функций (ролей). Общая самооценка личности может быть представлена ролевым профилем, исходя из количества значимых для личности социальных ролей и соответствующим им самооценкам. Под ролевой самооценкой понимается оценка личностью себя как субъекта деятельности в процессе выполнения социальной функции определенного статуса.

Итак, совокупность ролевых самооценок человека может быть представлена в виде ролевого профиля самооценки. На примере социальной роли «студент» нами исследуются условия, механизмы, факторы становления ролевой самооценки и ее значимость в процессе эффективной самореализации личности на данном жизненном этапе личностно-профессионального становления.

 

Список литературы:

  1.  Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина.– М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. – 399 с.
  2. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст] : учебное пособие / О. Н. Молчанова. - Москва : Флинта : Наука, 2010. – 392 с.
  3.   Филиппова, К. А. Формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кристина Александровна Филиппова Рос. междунар. акад. туризма. – Москва, 2012. - 25 с.
  4.  Марьяненко, Д. А. Черты личности и особенности актуальной самооценки: автореферат дис. ... канд. психолог.наук : 19.00.01 / Дарья Александровна Марьяненко; Краснодар, 2007. – 25 с.
  5.   Ивченко, Е. И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза : на примере студентов-мигрантов : дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Екатерина Ивановна Ивченко; Ставрополь, 2007. – 194 с.
  6.   Смирнова, С. И. Особенности личностной самооценки учащихся 10-12 лет с задержкой психического развития : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Светлана Игоревна Смирнова; Нижний Новгород, 2009. – 24 c.
  7.  Некрасова, Т. Ю. Особенности реагирования в ситуации «угрозы Я» в зависимости от типа самооценки: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Татьяна Юрьевна Некрасова; Москва, 2016.– 178 с.
  8.  Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. – 672 с.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»