К вопросу о связи психологического климата в группах подростков и личностных особенностей руководителя класса




Прокопьева Светлана Александровна

кандидат психологических наук, старший преподаватель
Вологодский институт права и экономики ФСИН , г. Вологда




Ключевые слова: социально-психологический климат, личностные особенности, подростки, классные руководители.




Библиографическое описание: Прокопьева С.А. К ВОПРОСУ О СВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППАХ ПОДРОСТКОВ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ КЛАССА [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 83-85


Одним из важнейших показателей психологически компетентного педагога является создание благоприятного психологического климата в классе обучающихся. В процессе постоянного взаимодействия педагога с учениками решаются актуальные задачи воспитания по сплочению коллектива подростка, приобретение опыта межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии [1, с.24]. Сейчас это устоявшееся понятие, которое характеризует психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Под психологическим климатом, В.М. Шепель понимает эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [2, с.98]. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Личностные качества классного руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом школьников. Это проявляется в стиле деятельности руководителя, который зависит от многих факторов, а в частности от личностных качеств, которые развиваются в зависимости от потребностей руководимого им коллектива обучающихся, что обосновывает актуальность поведенного эмпирического исследования.

Психодиагностическое исследование осуществлялось на базе школ города Вологды. Выборку составили ученики 8 классов (n=425 человек) в возрасте 14-15 лет и 25 классных руководителей, осуществляющих руководство этими классами.

Исследование включало несколько этапов:

- на первом этапе мы изучили социально-психологический климат в каждом классе («Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева);

- на втором этапе провели диагностики черт личности у классных руководителей (16 – факторный опросник Р. Кеттелла); - на третьем этапе с помощью корреляционного анализа выявляли связь личностных особенностей классного руководителя и психологического климата в классах подростков.

При анализе результатов было выявлено, что в тринадцати исследуемых коллективах подростков уровень социально-психологического климата высокий. Следовательно, мы можем предположить, что в данных классах преобладают положительные взаимоотношения, все члены класса дружелюбно и корректно относятся друг к другу. Проявляют толерантность и эмпатию к одногруппникам и учителям. Тогда, как в двенадцати классах наблюдается противоположная тенденция, когда взаимоотношения носят напряженный характер, ученики не приходят друг к другу на помощь, конфликтуют.

Исходя из анализа результатов полученных по опроснику Р. Кеттела, можно сделать вывод, что классные руководители, у которых выявлен положительный социально-психологический климат в руководимых ими классах, демонстрирую высокий уровень контроля эмоций и поведения, проявляют заботу о социальной репутации, к выполнению своих обязанностей относятся добросовестно. Тогда как, у классных руководителей, с выявленным неблагоприятным социально-психологическим климатом в классе, выявлены следующие черты личности: склонность к аскетизму, враждебность и авторитарность, подозрительность, эмоциональная возбудимость, низкий волевой контроль, не обращает внимания на социальные требования, невнимателен к другим.

Далее осуществлялось проведение корреляционного анализа между показателем социально-психологического климата в классном коллективе и чертами личности классного руководителя, которые представлены на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Плеяда корреляционных связей между показателем благоприятного

социально-психологического климата в классе и чертами личности педагога.

 

Как видно из рисунка 1, в результате корреляционного анализа, с помощью компьютерной программы SPSS, между показателем благоприятного социально-психологического климате в классном коллективе и чертами личности классного руководителя выявлены 4 положительные корреляционные связи. Так, благоприятный социально-психологический климат в классе положительно коррелирует с такими чертами личности: открытость, эмоциональная уравновешенность, самодостаточность и контроль желаний. Следовательно, мы можем предположить, что данные черты личности классного руководителя будут способствовать поддержке благоприятного климата в классах подростков.

Далее рассмотрим корреляционные связи между показателем неблагоприятного социально-психологического климата в классном коллективе, где выявлены три положительные связи.

Так, неблагоприятный социально-психологический климат в классе положительно коррелирует с такими чертами личности классного руководителя: доминантность, эмоциональная неуравновешенность, подозрительность. Следовательно, мы можем предположить, что данные черты личности классного руководителя будут оказывать влияние на развитие не благоприятного климата в классах подростков.

 

 

Рис 2. Плеяда корреляционных связей между показателем

социально-психологического климата и чертами личности педагога.

 

Таким образом, в ходе проведенного исследования была выявлена тенденция о том, что развитие благоприятного социально-психологического климата обусловлено чертами личности классного руководителями такими как, открытость, эмоциональная уравновешенность, самодостаточность и контроль желаний. А неблагоприятный социально-психологический климат связан со следующими чертами личности классного руководителя: доминантность, эмоциональная неуравновешенность, подозрительность. В связи с этим целесообразно, для школьных психологов, разработка практических рекомендаций по стабилизации климата в учебных классах и работе направленной на развитие личностного роста с педагогическим составом школ.

 

Список литературы:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 180 с.

2. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат / Т.А. Афанасьева. – Москва: ИСИ МГУДТ, 2003. – 178 с.

Одним из важнейших показателей психологически компетентного педагога является создание благоприятного психологического климата в классе обучающихся. В процессе постоянного взаимодействия педагога с учениками решаются актуальные задачи воспитания по сплочению коллектива подростка, приобретение опыта межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии [1, с.24]. Сейчас это устоявшееся понятие, которое характеризует психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Под психологическим климатом, В.М. Шепель понимает эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [2, с.98]. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Личностные качества классного руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом школьников. Это проявляется в стиле деятельности руководителя, который зависит от многих факторов, а в частности от личностных качеств, которые развиваются в зависимости от потребностей руководимого им коллектива обучающихся, что обосновывает актуальность поведенного эмпирического исследования.

Психодиагностическое исследование осуществлялось на базе школ города Вологды. Выборку составили ученики 8 классов (n=425 человек) в возрасте 14-15 лет и 25 классных руководителей, осуществляющих руководство этими классами.

Исследование включало несколько этапов:

- на первом этапе мы изучили социально-психологический климат в каждом классе («Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева);

- на втором этапе провели диагностики черт личности у классных руководителей (16 – факторный опросник Р. Кеттелла); - на третьем этапе с помощью корреляционного анализа выявляли связь личностных особенностей классного руководителя и психологического климата в классах подростков.

При анализе результатов было выявлено, что в тринадцати исследуемых коллективах подростков уровень социально-психологического климата высокий. Следовательно, мы можем предположить, что в данных классах преобладают положительные взаимоотношения, все члены класса дружелюбно и корректно относятся друг к другу. Проявляют толерантность и эмпатию к одногруппникам и учителям. Тогда, как в двенадцати классах наблюдается противоположная тенденция, когда взаимоотношения носят напряженный характер, ученики не приходят друг к другу на помощь, конфликтуют.

Исходя из анализа результатов полученных по опроснику Р. Кеттела, можно сделать вывод, что классные руководители, у которых выявлен положительный социально-психологический климат в руководимых ими классах, демонстрирую высокий уровень контроля эмоций и поведения, проявляют заботу о социальной репутации, к выполнению своих обязанностей относятся добросовестно. Тогда как, у классных руководителей, с выявленным неблагоприятным социально-психологическим климатом в классе, выявлены следующие черты личности: склонность к аскетизму, враждебность и авторитарность, подозрительность, эмоциональная возбудимость, низкий волевой контроль, не обращает внимания на социальные требования, невнимателен к другим.

Далее осуществлялось проведение корреляционного анализа между показателем социально-психологического климата в классном коллективе и чертами личности классного руководителя, которые представлены на рисунке 1.

 

Рис 2. Плеяда корреляционных связей между показателем социально-психологического климата и чертами личности педагога.

 

Таким образом, в ходе проведенного исследования была выявлена тенденция о том, что развитие благоприятного социально-психологического климата обусловлено чертами личности классного руководителями такими как, открытость, эмоциональная уравновешенность, самодостаточность и контроль желаний. А неблагоприятный социально-психологический климат связан со следующими чертами личности классного руководителя: доминантность, эмоциональная неуравновешенность, подозрительность. В связи с этим целесообразно, для школьных психологов, разработка практических рекомендаций по стабилизации климата в учебных классах и работе направленной на развитие личностного роста с педагогическим составом школ.

 

Список литературы:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 180 с.

2. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат / Т.А. Афанасьева. – Москва: ИСИ МГУДТ, 2003. – 178 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»