Длительное реформирование российского образования уже привело к укрупнению высших учебных заведений за счет их слияния, снижению количества аудиторных часов занятий для студентов, а также изменению структуры учебной нагрузки преподавательского состава. Эти факторы повлияли на увеличение количества реализуемых вузом направлений подготовки и количества учебных групп, а также увеличению аудиторной нагрузки преподавателей с одновременным увеличением количества читаемых ими дисциплин, при этом количество учебных аудиторий если и возрастает, то незначительно. В результате процесс составления расписания учебных занятий в вузе существенно усложняется. Увеличение же штата сотрудников, обеспечивающих планирование учебного процесса, приводит лишь к усложнению задачи согласования их работы.
Чтобы упростить себе задачу руководители подразделений, ответственные за планирование учебных занятий, часто перекладывают различные сложности планирования на руководство и преподавателей кафедр. Это в свою очередь приводит к снижению эффективности работы преподавательского состава, причем не только учебно-методической, но и научно-исследовательской.
Таким образом, составление расписания учебных занятий в вузе является очень важной и одновременно сложной задачей, требующей учета множества факторов и ограничений.
Проведенный анализ существующих информационных систем [1-4] показал, что представленные на рынке решения не в должной мере учитывают все факторы и ограничения, определяющие процесс составления расписания учебных занятий в вузе.
Для автоматизации этого процесса необходимо сначала четко определить перечень исходных данных для планирования и состав ограничивающих факторов, после чего можно будет сформировать методику автоматизации.
Необходимыми исходными данными для планирования учебных занятий в вузах, следует считать:
– учебные планы, составленные в соответствии с федеральными образовательными стандартами по всем направлениям подготовки и специальностям, реализуемым конкретным ВУЗом;
– учебные графики с датами начала и окончания учебных семестров (модулей) по всем реализуемым специальностям и направлениям подготовки, составленные на основе учебных планов;
– список дисциплин с указанием количества лекционных, практических и лабораторных часов, выносимых на обучение в конкретном семестре (модуле), для всех специальностей и направлений подготовки;
– полный перечень кафедр со списком, закрепленных за ними дисциплин;
– списки профессорско-преподавательского состава кафедр с указанием дисциплин, читаемых ими в конкретном семестре (модуле);
– список учебных групп, с привязкой к конкретному семестру (модулю) и соответствующему плану обучения;
– список учебных групп по формам обучения (дневная, очно-заочная, заочная);
– список учебных групп, объединяемых на потоковые занятия, а также разделяемых на подгруппы для проведения лабораторных и практических занятий по конкретным дисциплинам;
– список учебных аудиторий, с указанием корпусов, их месторасположения, количества посадочных мест и типов аудиторий (для компьютерных классов – наличие необходимого программного обеспечения, для специализированных лабораторий – наличие необходимого оборудования);
– время начала и окончания пар учебных занятий;
– количество учебных дней в неделю;
– количество недель, отводимых на обучение конкретной группы в данном семестре (модуле).
Обязательными ограничивающими данными при составлении расписания учебных занятий являются:
– даты начала и конца учебного семестра (модуля);
– интервалы между парами – время, отводимое на перерыв (количество минут);
– количество пар учебных занятий у группы в один день (минимальное и максимальное);
– время, необходимое на перемещение между учебными корпусами;
– количество аудиторий в конкретном учебном корпусе;
– «привязка» аудиторий к перечню дисциплин, выносимых для изучения в семестре (модуле);
– назначение одной дисциплины для конкретной учебной группы в один день, в одно время, в одну аудиторию для одного конкретного преподавателя;
– сетка часов по дням недели;
– время начала пары учебных занятий;
– время, отводимое на пару учебных занятий;
– назначение не менее одной пары по конкретной дисциплине для учебной группы в один день, в одно время, в одну аудиторию для одного конкретного преподавателя;
– привязка времени и дня занятий по конкретной дисциплине для одной конкретной учебной группы, для одного конкретного преподавателя и одной конкретной аудитории;
– необходимость разделения учебных групп на подгруппы при проведении лабораторных и практических занятий с привязкой к конкретной аудитории с определенным количеством посадочных мест;
– учет наличия «окон» при формировании расписания занятий для конкретного преподавателя;
– учет личных пожеланий преподавателей по дням и времени проведения занятий (например, в связи с направлением на стажировку, курсы повышения квалификации, участием в конференциях, круглых столах и т.д.);
– выходные и праздничные дни.
На основе необходимых исходных и ограничивающих данных была сформулирована методика составления расписания учебных занятий в вузе.
1. Формирование необходимых исходных данных для составления расписания учебных занятий:
1.1. Выбор сроков начала и окончания учебного семестра (модуля).
1.2. Выбор учебных групп, для которых в выбранный период в учебных планах прописан перечень дисциплин, выносимых для изучения.
1.3. Выбор формы обучения.
1.4. Выбор количества учебных недель для групп выбранного семестра (модуля).
1.5. Выбор перечня дисциплин с указанием предусмотренных видов занятий (лекционных, практических, лабораторных и др.) для каждой конкретной учебной группы для заданного периода.
1.6. Выбор преподавателей для всех дисциплин с учетом видов занятий для заданного периода для каждой конкретной учебной группы.
1.7. Выбор списка аудиторий с указанием учебного корпуса для проведения занятий по каждой дисциплине.
2. Собственно составление расписания занятий для заданного периода:
2.1. Выбор сетки часов по дням недели.
2.2. Выбор конкретной учебной группы из списка.
2.2.1. Выбор дисциплины с учетом деления на виды занятий для выбранной учебной группы.
2.2.2. Проверка дисциплины на наличие лекционных часов и формирование потока из групп для обучения.
2.2.3. Проверка дисциплины на наличие часов лабораторных и деление учебной группы на подгруппы для обучения при заданном количестве обучаемых.
Для выбранной дисциплины:
2.2.4. Выбор даты, времени и аудитории для проведения занятий (при необходимости формирование потока, либо подгруппы).
2.2.5. Проверка занятности преподавателя.
2.2.6. Проверка занятости аудитории.
2.2.7. Проверка ограничений числа пар учебных занятий для одной группы в течении дня.
2.2.8. Назначение даты, времени и аудитории для проведения занятий.
2.2.9. Если дисциплины для конкретной учебной группы не исчерпаны, то осуществляется переход к пункту 2.2.1 для выбора очередной дисциплины.
В результате для данной учебной группы все дисциплины распределены.
2.3. Если учебные группы не исчерпаны, то осуществляется переход к пункту 2.2 для выбора очередной учебной группы.
В результате для всех учебных групп все дисциплины распределены.
Процесс автоматизация данной методики с учетом выше изложенных требований позволит значительно повысить эффективность работы связанной с составлением расписания учебных занятий, как для крупного вуза, так и для малого, а также позволит учитывать при планировании указанные выше параметры.
Но, не смотря на возможности автоматизации процесса планирования, составление любых расписаний (учебных занятий и экзаменационных сессий) в крупных вузах, ведущих подготовку по множеству направлений подготовки и имеющих несколько учебных корпусов, следует проводить распределённо по отдельным учебным корпусам, избегая переездов между корпусами, как студентов, так и преподавателей.
Список литературы:
1. Волков А.И., Ермакова А.Ю. Методика автоматизации составления расписания экзаменационной сессии в ВУЗе // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 10-й международной науч.-практ. конф., (г.Махачкала, 28 февраля 2016 г.).– Махачкала: ООО "Апробация", 2016.– С.25-28.
2. ММИС Лаборатория / Приложение "АВТОРасписание" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mmis.ru/Default.aspx?tabid=160.
3. Приложение "1С: ХроноГраф Расписание" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.1c.ru/news/info.jsp?id=4323.
4. "1С: Автоматизированное составление расписания. Университет" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://solutions.1c.ru/asp_univer/features.