+7 989 669 15 15



К вопросу об особенностях гражданско-правового положения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы




Давыдова Екатерина Александровна *
Костина Светлана Евгеньевна **

студентка *
к. ю. н., доцент, преподаватель **
ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов


Аннотация: в данной статье описываются особенности гражданско- правового положения несовершеннолетних лиц, осужденных к лишению свободы.

Ключевые слова: несовершеннолетние, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, гражданско- правовое положение




Библиографическое описание: Давыдова Е.А., Костина С.Е. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ [Текст ] \\ Право и проблемы функционирования современного государства: сборник материалов 17-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15 ноября, 2015 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – С. 26-27


В статье 6 Всеобщей декларации прав человека[1]содержатся положения о том, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности гражданина, которая определяется нормами гражданского законодательства и включает в себя два элемента - правоспособность и дееспособность.

Данные институты гражданского права имеют важное значение в определении гражданско-правового положения граждан, а также несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Об особенностях гражданско-правового положения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы в возрасте от 14 до 18 лет, речь пойдет далее.

Согласно положениям статьи 18 Гражданского кодекса Российской Федерации[2] (далее- ГК РФ) гражданскую правоспособность составляет ряд элементов, одним из которых является право собственности. Рассмотрим изменения, которые терпит данное право во время изоляции несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

Статья 35 Конституции Российской Федерации[3] говорит о том, что право частной собственности охраняется законом. Также, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Помимо этого, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Собственнику, согласно положениям п.1 ст. 209 ГК РФ, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Данный элемент гражданской правоспособности несовершеннолетние осужденные ни в коем случае не утрачивают в связи с лишением свободы, однако, в то же время они фактически не могут осуществлять свое право в том объеме, какими они пользовались до осуждения. Здесь следует отметить, что пределы осуществления несовершеннолетними осужденными прав собственности зависят от того, где находится имущество несовершеннолетних осужденных: за пределами или в пределах воспитательной колонии (лично у осужденного).

Что касается имущества, находящегося за пределами воспитательной колонии, несовершеннолетние осужденные не вправе осуществлять одно из важнейших правомочий - пользование. Подобное ограничение имеет временной характер и распространяется на несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, только на время нахождения таковых в пределах мест лишения свободы. Право распоряжения таким имуществом (продажа, сдача внаем, дарение и т.д.), несовершеннолетние осужденные осуществлять могут, при условии осуществления своего права только через своего законного представителя.

В отношении же имущества, находящимся в личном пользовании несовершеннолетних осужденных, не предусмотрено прямых ограничений на владение, пользование и распоряжение им. Следовательно, несовершеннолетние осужденные могут приобретать продукты питания, предметы первой необходимости, вещи по безналичному расчету в специальных ларьках, находящихся на территории воспитательной колонии.

Следующим элементом содержания гражданской правоспособности является возможность граждан иметь права авторов произведений науки и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Несовершеннолетние осужденные не лишаются прав авторства на произведения науки, а также имеют и имущественные правомочия автора и изобретателя: изобретать способ обозначения автора, пользоваться правом на выпуск произведения в свет, на его распространение, правомочия, связанные с неприкосновенностью произведения и др.

Эти права могут быть приобретены в процессе отбытия наказания в воспитательной колонии. В основе указанной возможности лежит творчество людей, которое в полной мере присуще и несовершеннолетним осужденным. Для проявления соответствующих прав, как указывает М.Н. Малеина, необходимо материальное воплощение творческой мысли автора[4].

В заключение обратим внимание на то, что ст. 18 ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня способностей к обладанию возможными гражданскими правами, он остается открытым.

Так, подвергаясь наказанию, несовершеннолетние осужденные остаются гражданами РФ, в связи с чем на них распространяются общегражданские права, законные интересы и юридические обязанности, за исключением тех, которые определяются фактом их осуждения. Но данные правоограничения носят лишь временный характер, так как действуют только на период отбывания наказания.

 

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. // Библиотечка Российской газеты, 1999, № 22-23.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

4. Малеина Н.М. Защита личных неимущественных прав советских граждан. Пособие для слушателей народных университетов. - М., 1991. - С. 99.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»