+7 989 669 15 15



К вопросу об ответственности общественных объединений за совершение правонарушений




Сидорова Анна Викторовна *
Юстус Анна Александровна **

преподаватель *
магистр **
Самарский государственный экономический университет, г. Самара


Аннотация: Рассматриваются различные виды ответственности общественных объединений граждан в Российской Федерации, проведена классификация санкций, применяемых к общественным объединениям при нарушении ими норм российского законодательства.

Ключевые слова: Конституция РФ, общественные объединения, конституционно-правовая ответственность, уголовная ответственность, гражданская ответственность.




Библиографическое описание: Сидорова А.В., Юстус А.А. К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ [Текст] // Актуальные проблемы юридической науки: теория и практика: сборник материалов 17-й международной научно-практической конференции , (г. Махачкала, 17 апреля, 2016 г.)- Махачкала: Издательство «Апробация», С . 32-34


Среди субъектов юридической ответственности следует выделить такой субъект, как общественное объединение.  В российском законодательстве общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе объединения [5]. В юридической литературе юридическую ответственность общественных объединений подразделяют на: позитивную и негативную. На наш взгляд наиболее полно позитивную ответственность общественных объединений определяют Королев А.И., Казанцев С.М., указывая, что «позитивная ответственность органа … находит свое выражение в его задачах и компетенционных обязанностях» [3, с. 12]. Что же касается негативной ответственности, то под ней следует понимать применение субъектами (специально уполномоченными на это) санкций к общественному объединению за совершенное правонарушение, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него целей, задач, функций, обязанностей [1, с. 808]. Нормы юридической ответственности общественных объединений базируются на нормах Конституции РФ, согласно которым граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ [2], на нормах, располагающихся в ст. 41 ФЗ «Об общественных объединениях», в специальных законах об отдельных видах общественных объединений, ГК РФ и других нормативно-правовых актах. При освещении вопроса об ответственности общественных объединений необходимо разделять ответственность общественных объединений и ответственность, которую могут нести входящие в него граждане. Ответственность также зависит от того является ли общественное объединение объединением с наличием статуса юридического лица или без, или это группа граждан, которая не носит постоянный характер, от этого же зависит и вид санкций, применяемых к правонарушителю.  В первом и во втором случаях ответственность применяется к самостоятельному коллективному субъекту, в последнем – к коллективу субъектов как сумме физических лиц. Поскольку в соответствии с российским законодательством исключительно юридические лица обладают правоспособностью, а, следовательно, и возможностью нести ответственность, то виновными лицами могут являться только общественные объединения, обладающие правами юридического лица. Однако общественное объединение может быть не зарегистрировано в качестве юридического лица, в этом случае ответственность несут лица, которые входят в состав руководящих органов этого объединения. В соответствии с российским законодательством общественные объединения и их члены (участники) могут нести следующие виды юридической ответственности: конституционно-правовую, уголовную, административную, гражданскую.

Основания и меры конституционно-правовой ответственности, к которой могут быть привлечены общественные объединения располагаются в различных нормативно-правовых актах: Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О политических партиях», ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и других. Основаниями для такой ответственности являются: -нарушение конституции, посягательство на конституционный строй; - нарушение законодательства, собственных учредительных документов, совершение действий, противоречащих целям создания или отказ от достижения этих целей; - нарушение прав и свобод граждан, побуждение к отказу от исполнения обязанностей, нанесение ущерба их нравственности и здоровью.

Общественные объединения, обладающие статусом юридического лица и члены и (или) их участники, в том случае если общественное объединение не зарегистрировано в соответствие и законодательством несут и гражданско-правовую ответственность в соответствии с ГК РФ.

Что же касается уголовной ответственности, то в соответствии с современным уголовным законодательством субъектом преступления может быть исключительно физическое лицо с момента достижения им определенного возраста. Уголовно наказуемые деяния (преступления), совершенные лицами, входящими в руководящие органы общественных объединений, влекут равную ответственность при доказательстве их вины, при этом противоправные деяния могут быть совершены как в форме прямого или косвенного умысла, а также по неосторожности. Здесь следует отметить, что существуют различия в ответственности членов общественных организаций, входящих в руководящие органы общественных объединений и других членов (участников) этих объединений. Члены (участники) общественных объединений, входящие в руководящие органы объединения могут нести уголовную ответственность как руководители преступных сообществ. Рядовые члены (участники) такого объединения несут ответственность только за те преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали (как подстрекатели, пособники). Следует отметить, что российское уголовное законодательство специальных составов преступлений, субъектами которых могли бы быть исключительно руководители, члены и (или) участники общественных объединений, не содержит. Нормы, по которым могут быть привлечены руководители, члены и (или) участники общественных объединений к уголовной ответственности содержатся в ст. ст. 205, 206, 210, 243, 244, 278, 279, 282.1, 282.2, 359 УК РФ [4].

Административную ответственность общественные объединения, имеющие статус юридического лица, несут как юридические лица в соответствии с КоАП РФ и иными административно-правовыми актами. Если же правонарушение совершено общественной организацией, не имеющей государственной регистрации в качестве юридического лица, то ответственность за такие противоправные деяния несут лица, входящие в состав ее руководящих органов как должностные лица. В соответствии с КоАП РФ административная ответственность для общественных объединений может наступить за нарушения законодательства о выборах (гл. 5 КоАП РФ), о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ), в области информации (гл. 13 КоАП РФ), финансов (например, ст. 15.1, 15.11 КоАП РФ), нарушения против порядка управления (например, ст. ст. 19.4, 19.5, 19.34 КоАП РФ), гл. 20 (ст. 20.278 КоАП РФ) и иные.

Теперь рассмотрим санкции, которые могут быть применены к общественным объединениям и (или) членам, участникам этих общественных объединений. Их вид зависит от наличия или отсутствия статуса юридического лица у общественного объединения. В первом случае ответственность применяется к самостоятельному коллективному субъекту, во втором - к коллективу субъектов как сумме физических лиц. Санкции, которые могут быть применены к общественным объединениям и их членам (участника), весьма разнообразны. Их условно можно подразделить на санкции: связанные с лишением конституционно-правового статуса (роспуск или ликвидация, запрет деятельности, отмена государственной регистрации) и иные, не влекущие лишение конституционно-правового статуса (отказ в регистрации, приостановление деятельности, вынесение предупреждения, переход имущества политической партии государству, отмена (признание неконституционными актов партии). Существует иная классификация, основанная на различиях в целях и последствий применения санкций: - правовосстановительные санкции (признание неконституционным акта партии); - предупредительные санкции (письменное предупреждение органа юстиции о прекращении незаконной деятельности объединения), - меры взыскания, имеющие своей целью наказать правонарушителя (отказ в регистрации), санкции пресечения (приостановление деятельности).

В заключении хотелось бы сказать, что механизм правовой ответственности общественных объединений требует усовершенствования, для чего необходимо придать единый характер основаниям и мерам ответственности общественных объединений, которые рассредоточены в многочисленных нормативно-правовых актах (ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ «О политических партиях», ФЗ «Об общественных объединениях» и др.). Это в свою очередь позволит избежать путаницы, исключит взаимные отсылки друг к другу.

 

Список литературы:

1.  Абдулгалимов, Р.З., Сунцов, А.П. Юридическая ответственность общественных объединений как субъекта управления делами государства // Административное и муниципальное право. -  2014. - № 8. – С.  807-813.

2.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014. - N 31. - Ст. 4398.

3.  Королев А.И., Казанцев С.М. Государственное управление и право: история и современность. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1984. – 125 с.

4.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996. - N 25. - Ст. 2954.

5.  Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995. - N 21. - Ст. 1930.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»