К вопросу отбора ключевых показателей эффективности, являющих основу сбалансированной системы




Финько Светлана Станиславовна

экономист, ОАО «АВТОВАЗ»,Россия, г. Тольятти

Аннотация: Успешность реализации стратегии развития предприятия во многом опреде-ляется возможностью согласования стратегического, оперативного и тактического управления. Следовательно, возникает насущная необходимость декомпозиции стратегии управления до уровня оперативной и тактической деятельности. Решение данной задачи возможно при наличии системы показателей, позволяющих осуществить оценку и контроль реализации стратегии развития предприятия.

Ключевые слова: система сбалансированных показателей, стратегия управления, стратегическое планирование, ключевые показатели, принципы.




Библиографическое описание:  Финько С.С. К ВОПРОСУ ОТБОРА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЯВЛЯЮЩИХ ОСНОВУ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ [Текст] // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 7-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 28 февраля, 2015г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – C.96-97


Стратегическое планирование уже стало реалией для многих компаний. Среди них есть те, которые убедились на собственном опыте, что создание стратегии не гарантирует ее реализации. Необходимы инструменты, позволяющие управлять процессом реализации стратегии, особенно в ситуации высокой конкуренции и неопределенности. Одним из таких инструментов является система сбалансированных показателей (далее ССП).

Система сбалансированных показателей (BalancedScorecard, BSC) — управленческая система, которая переводит миссию и стратегию организации в набор оперативных целей и показателей работы. Подход, предложенный в 1992 году профессорами Гарвардской школы экономики Дэвидом Нортоном и Бобом Капланом, за 18 лет успешно внедрен во многих предприятиях разных форм собственности и размеров. Суть его можно кратко изложить в одной фразе: «Управлять можно только тем, что можно измерить».

Однако сложность реализации системы сбалансированных показателей (далее ССП) заключается в подборе в определенном смысле нестандартных, инновационных показателей, которые ранее не использовались в практике управления.Поэтому, для того, чтобы оценить эффективность реализации стратегии на основе концепции ССП руководству предприятия необходимо произвести тщательный отбор таких показателей, которые могут быть измеримы, что позволит дополнить разработанную стратегическую карту компании индикаторами, соответствующими каждому из стратегических направлений компании.Состав показателей,как правило, принимается на определенный период развития, и, если, по истечении месяца или полугода цели у компании принципиально изменились, система показателей так же будет нуждаться в корректировке, что особенно актуально в условиях нестабильной российской действительности. Таким образом, необходимо сформулировать основные требования к выбору основных «ключевых» показателей системы:

- Существенность (прямая связь с важнейшими факторами успеха).

- Измеримость (возможность дать показатель в цифровом выражении).

- Управляемость (возможность влиять на факторы).

- Независимость от других показателей (ограниченное количество, только основные «ключевые»)

- Мотивация для сотрудника.

Система показателей должна основываться не только на данных, поступающихиз различных подразделений, но и на внешней по отношению к предприятиюинформации. При этом соответствующие ключевые показатели эффективности будут отражать положениепредприятия на рынке.

Кроме указанных требований, при разработке системы показателей необходимо руководствоваться также рядом принципов. Наиболее существенными из них являются:

-      Принцип древовидной структуры системы показателей предполагает, что чаще всего в системе должны наличествовать частные и обобщающие показатели, причем наиболее оптимальным считается обеспечение логического развертывания частных показателей в обобщающие.

-      Принцип обозримости предполагает наличие некоторого набора показателей, оптимального для данного предприятия. В результате качественного анализа необходимо построить такую систему, которая охватывала бы все существенные стороны изучаемого явления. При этом показатели должны взаимно дополнять, а не дублировать друг друга.

-      Принцип разумного сочетания абсолютных и относительных показателей заключающийся в том, что основное предназначение любой системы показателей состоит в сопоставлении и анализе некоторых характеристик в пространственно-временном разрезе.

-      Принцип соблюдения точности и законченности. Это означает, что система должна обладать максимальной степенью аналитичности, обеспечивать возможность оценки текущего состояния и перспектив развития предприятия, а также служить основой для принятия управленческих решений.

Таким образом, выбор показателей является центральным элементом ССП, которые будут служить контрольной точкой и ориентиром для реализации стратегии предприятия. Соблюдение данных принципов и требований к подбору показателей позволит определить основные ориентиры в выборе показателей, применимых к тому или иному предприятию.

 

Список литературы:

1.Гершун, А., Технологии сбалансированного управления/ А.Гершун, М. Горский. - М.: Олимп-Бизнес, 2005.

2.Каплан, Р. С. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д. П. Нортон.– М.: Олимп-бизнес, 2003.– 320 с.

3.Лапин, А.М. Стратегическое управление / А. М. Лапин − СПб.: изд. центр СПб ГМТУ, 1998. − 124 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»