Проблема незаконного трудоустройства иностранных граждан в наши дни стала предметом повышенного внимания и вызывает растущую обеспокоенность со стороны государства. Сейчас она приобретает международный уровень. Более того, появляются новые формы, которые представляют угрозу стабильности и безопасности государства и общества.
Правовое положение иностранцев в России определяется Федеральным законодательством и Трудовым Кодексом РФ. Все трудящиеся в нашем государстве обязаны работать по трудовым договорам и иностранцы не являются исключением[1]. Данная ситуация возникает по целому ряду причин. Во-первых, наем иностранных граждан на работу сопровождается некоторыми сложностями для работодателя, связанными с дополнительными требованиями, установленными в ФЗ от 25 июля 2002г. N115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2].
Во-вторых, сами иностранные граждане не всегда легально находятся на территории Российской Федерации или не имеют всех необходимых документов, а значит и не имеют права здесь трудоустраиваться.
Помимо этого, имеется еще одна важная причина – такие работники и работодатели не заинтересованы в оформлении трудовых отношений. Они не хотят платить государству налоги. К тому же, работодателю это выгодно: зарплата у таких нелегальных участников трудовых отношений очень низкая, ее часто задерживают или не выплачивают вообще, потому, что обратиться за защитой такой работник не может.
Таким образом, сложившаяся ситуация требует решительных мер со стороны государства. Необходимо при решении данной проблемы учитывать и международный опыт борьбы с этим явлением.Необходим эффективный диалог и сотрудничество между правительствами и международными организациями на глобальном уровне. В рамках внутригосударственного регулирования, можно предложить следующее решение:
В первую очередь, необходимо ужесточить контроль за соблюдением главы 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации «особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» и статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а так же усовершенствовать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, по вопросу создания механизма взыскивания штрафов с привлеченных к административной ответственности иностранных граждан, выехавших из РФ.
Разработать новые меры по усилению контроля за нелегальной миграцией. В частности, на железнодорожных и автовокзалах должны быть созданы специальные посты. Инициатива граждан тоже приветствуется: их обязательно будут привлекать к совместной работе [3].
Только комплексное воздействие на эту проблему через трудовое, административное, миграционное и иное законодательство поможет решить ее в полной мере и обеспечить равное правовое положение всех участников трудовых отношений в РФ.
Список литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // "СЗ РФ", 07.01.2002, № 1 (ч.1), ст. 3
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // "СЗ РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032
3. Информационный сайт Первого канала [Электронный ресурс] // Режим доступа - http://www.1tv.ru/news/social/233508.